Сайт города Енисейска

5 апреля 2023

Уважаемые жители Енисейска! 12 марта в России отмечали День работников геодезии и картографии, а сегодня, 5 апреля, неофициально празднуется День чтения дорожной карты!

Уважаемые жители Енисейска! 12 марта в России отмечали День работников геодезии и картографии, а сегодня, 5 апреля, неофициально празднуется День чтения дорожной карты!
Так говорят сотрудники Енисейского музея заповедника.
Сейчас в кармане почти каждого человека лежит карта всего мира. Чтобы познакомится с ландшафтами и дорожной сетью Пекина, Лондона или родного Енисейска достаточно открыть приложение на смартфоне. Но еще несколько лет назад было невозможно отправиться в дальнюю дорогу без бумажной карты. А несколько веков назад карты и вовсе походили на фантазийные зарисовки, где в морских глубинах обитали неведомые чудовища. Каноны и правила картографии с течением времени менялись, неизменной оставалась основная задача - передача и хранение информации о территории.
Рассмотрим карту Енисейской губернии, опубликованную в 1861 году. Специальными знаками на карте отмечены города и селения Енисейской губернии, границы губернии и округов, а также пути сообщения - реки и тракты.
Следующая карта более подробна, составлена в Енисейской Губернской Чертёжной в 1889 году. В легенду карты входят губернские и окружные города, золотоносные реки и промыслы, «неизмеренные» земли: городские и собственные, крестьянские, инородческие, казачьи. Дороги разделены на почтовые тракты со станциями, проселочные, и вьючные тропы. Отмечены границы волостей, озера, реки и даже болота. На карте представлены Енисейский (северная граница проходит у селения Анциферовское), Красноярский, Канский, Ачинский, Минусинский округа и Усинский пограничный округ, выделенный незадолго до составления карты.

Обе карты детально описывают дорожную сеть губернии второй половины - конца XIX века:
По особому почтовому тракту, который пресекал Погорельскую и Еловскую волости, из Красноярска в Енисейск и обратно доставляли корреспонденцию, перевозили грузы, курсировали тарантасы с пассажирами. Почтовое расстояние от Енисейска до Красноярска составляло 330 верст, тракт был оборудован 15-ю почтовыми станциями.
От Ачинска через большую часть селений Большеулуйской волости проходил так называемый «Староачинский» (он же «Староенисейский») тракт, по которому в декабре и до весенней распутицы происходило товарное движение. В «Материалах по исследованию землепользования и хозяйственного быта за 1893 г». встречается уточнение:
«Между Ачинском и с. Бирюлюс движение на нем ничтожно, потому что на этом протяжении по р. Чулым ходят пароходы. От Бирюлюса к Енисейску торговое движение значительно оживленнее».
По «Староачинскому» тракту в Енисейск из Томска отправляли мануфактурные и бакалейные товары, из Енисейска - пушнину и кожи.
По Назаровской, Ужурской, Абаканской, Тесинской волостям от «Московского» тракта проходил Ачинско-Минусинский почтовый тракт. В «Материалах...» писали:
«Значения для населения не имеет, ибо летом обозчики кормят лошадей в поле и поэтому дохода от «дворничества» местное население не получает. Проезжающих очень мало, т. к. и зимой, и летом они едут по Енисею - нет и дохода от вольной свозки. Большая часть грузов и хлеба направляется сплавом или пароходами по Енисею».

Ужурская и Шарыповская волость прорезаны двумя ветвями от «Московского» тракта (из Томской губернии) к Минусинску. Часть пути к Минусинску двигались зимой - Енисеем, а летом Минусинско-Ачинским трактом. Основными товарами, следовавшими по этим магистралям, являлись щетина, шерсть, кожа, овчина, орех. Продукция закупалась на базарах и ярмарках скупщиками, и отправлялась в Томскую губернию.
Во всех округах существовали проселки, ведущие на прииски. По ним везли хлеб, сено, гнали закупленный приисками скот. Проселки начинались в жилых центрах и углублялись в тайгу, где местами остановок и отдыха (станциями) являлись специально построенные зимовья.
Кроме приисковых путей, существовали специальные «скотогонные» тракты, например, тракт из Усинского края через селения Ермаковской волости и «скотогонный» тракт из Минусинска в Канский округ.
По реке Кан, выше Канска, курсировали легкие пароходы, сплавлялся строевой лес в Канск и ниже, в Енисейск. По р. Чулым, ниже Ачинска, в большую воду пароходы привозили соль и товары с Ирбитской ярмарки. По Енисею производили сплав скота, леса, спирта и других товаров. Река имела огромное значение в хлебной торговле и пассажирских перевозках. Активно как транспортные магистрали использовались притоки Енисея. В Минусинском округе - река Туба, в Минусинском и Ачинском - река Чулым.
Так карты - друзья путешественников, с течением времени становятся хранителями не только территориальной, но и исторической информации.
Источники:
1. Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний. Енисейская губерния. Т. IV. Вып. 5. - Иркутск, 1893.
2. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел : [По сведениям 1859]. - СПб. : изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885.
Вот такую интересную историю поведали нам сотрудники Енисейского музея заповедника в своём материале, сопроводив оный интересными фотографиями старых карт.

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

25-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru