Сайт города Енисейска

5 апреля 2014

Уважаемые жители Енисейска! Взрослые и дети! Не так давно прошли 16-е детские «Кытмановские чтения» в Енисейском краеведческом музее, которые сегодня стали историей. «Каждый участник нашел свою грань…»

Уважаемые жители Енисейска! Взрослые и дети! Не так давно прошли 16-е детские «Кытмановские чтения» в Енисейском краеведческом музее, которые сегодня стали историей. «Каждый участник нашел свою грань...»
Чтения состоялись 12 марта, они посвящены 395-летию нашего города и подготовке к его 400-летию. В конференции, которая является завершением двухэтапного конкурсного проекта, приняло участие 30 школьников и 22 научных руководителя. Из них в младшей возрастной группе 17 участников - и это приятная тенденция к увеличению школьников в этой категории, наметившаяся в последние годы. С приветственным словом к участникам конференции выступили заместитель главы города по социальным вопросам Н. В. Черемных, директор Енисейского краеведческого музея Т. Ю. Кузнецова и заместитель председателя Совета ветеранов города Енисейска Я. А. Вольф.
Одна из главных задач музея сегодня - создание молодой научной элиты, которая в преддверии 400-летнего юбилея присоединится к молодым, но уже заявившим о себе с хорошей стороны историкам музея - Юрию Валерьевичу Ромашкову, Надежде Викторовне Плюхаевой и Андрею Сергеевичу Щетинину. Через несколько лет, когда Енисейский краеведческий музей приобретет статус краевого и значительно расширит свои экспозиционные площади за счет нескольких филиалов, музею нужно будет хорошее вливание в кадровый потенциал. Частично эту задачу решают и Кытмановские чтения совместно с теми учебными заведениями, которые являются лидерами в подготовке призеров музейной конференции. Это Озерновская средняя школа (руководитель научного общества Н. В. Ившина и учитель истории С. П. Худышкина), Лесосибирский детский дом им. Ф. Дзержинского (педагог дополнительного образования Е. Б. Саттарова), Ярцевский ЦДТ (заместитель директора ЦДТ Т. Н. Тарханова, педагог дополнительного образования Н. Е. Гостева), Потаповская средняя школа (учитель истории О. Н. Степанова), Погодаевская средняя школа (воспитатель интерната Т. В. Верхотурова), Подтесовская средняя школа (Т. Н. Дмитриева - руководитель музея им. В. П. Астафьева), школы № 1, 9, 7 (учителя Л. А. Меркулова, Л. А. Ольшевская, руководитель школьного музея Т. Н. Петрова).
Что интересует современных школьников в истории своей малой родины, какие темы они выбирают для своих исследований? О солдатах минувших войн, об истории своей семьи, а в этом году сразу несколько работ были посвящены учителям, среди них социальный проект «Учитель - эпоха», (науч. рук. С. В. Дранишникова, шк. №1), получивший приз «За лучший музейный проект». Неисчерпаема тема о солдатах минувших войн. Рассказ Ольги Земляной из села Потапово («Знаете, каким он парнем был...» История жизни и подвига Василия Паукова»».) о судьбе выпускника школы, командира разведроты, погибшего в Дагестане при спасении своих солдат, не оставила равнодушными никого из участников конференции. Эта работа была удостоена 1 места в старшей группе. Подробности повседневной жизни русской женщины, угнанной в Германию для работы на немецком военном заводе, ее страхи, переживания и радости стали центром внимания Юлии Огородниковой - внучки, рассказавшей о судьбе бабушки («Листая прошлого страницы...»,11кл., ЦДТ. с. Ярцево, рук. Н. Е. Гостева.). Ее работа заняла 2 место. Степан Ковалев (10 кл., Лесосибирский кадетский корпус, «Своеобразие сибирского художника Р. К. Букулита» науч. рук. Найля Ураловна Оленкова), дебютант Кытмановских чтений, занял 3 место в старшей группе, доказав, что творчество художника может послужить базой для практических занятий в кадетском училище. И наконец, самой лучшей (Гран-при) на Кытмановских чтениях - 2014 была признана единогласно работа учениц 11кл. Озерновской школы Енисейского района Арины Нейман и Марии Анкудиновой «Становление Советской власти в городе Енисейске и Енисейском уезде. 1917 - 1920г.г.» (Науч. руководители Н. В. Ившина и С. П. Худышкина). Они составили уникальный хронологический перечень событий, которые отразили трудный путь становления власти Советов в Енисейском уезде и городе. Впервые на чтениях прозвучало исследование ПавлАгуреева а (10кл., станция юннатов, руководитель Н. В.Дозморова ) «О рациональном лесопользовании в Енисейске и Енисейском районе ...». Его работа была отмечена специальным призом «За исследования в естествознании». А Татьяна Александровна Гостева порадовала всех увлекательным рассказом о сибирских валенках-катанках и совершила путешествие из прошлого в настоящее.(11кл., ЦДТ с. Ярцево, науч. рук. Н. Е. Гостева). Ее работа была отмечена призом «За этнографические исследования».
Нельзя не сказать о нескольких участниках конференции, не занявших призовых мест, но обративших на себя внимание сотрудников музея. Это Максим Болотов (8кл., (шк. №9), создавший в видеоклипе психологический портрет своего деда - учителя физики Б. И. Болотова и Илья Бесхлебный (6 кл., станция юннатов), сумевший лаконично и точно изложить в реферате исследование о нелегкой судьбе своего деда, участника Первой Мировой войны («Статный человек со старинной фотографии»).
В конкурсе видеофильмов и видеоклипов «Здесь все мое, и все родное...» было представлено всего 6 работ. 1 место занял фильм Лесосибирского детского дома «Сын полка Игорь Логинов», автор Наталья Севруженко, 9 кл. 2 место занял фильм Ольги Земляной, 9 кл. Потаповская средняя школа «Знаете, каким он парнем был...». И 3 место занял фильм «Он только собрался любить и жить...». Авторы Антон Кытманов, 5кл., Надежда Суханова, 8кл. Погодаевская средняя школа.
В младшей группе в номинации «Историческое краеведение» подготовлено 17 работ из КГБ ОУ кадетской школы- интерната, Лесосибирского детского дома, из с. Абалаково, с. Озерное, с. Погодаево, из городских школ №№ 1, 2, из СЮН. Учащимся КГБ ОУ кадетской школы-интерната «Лесосибирский кадетский корпус им. А. Б. Йордана» З. Енбаевым представлена работа о губернаторах Енисейского уезда, в прошлом учащихся кадетских корпусов, а М Поповым. - исследование о пребывании в Енисейске врача В. Ф. Войно-Ясенецкого (св. Лука). Начали выступление юные участницы Кытмановских чтений воспитанники СЮН А. Бурнашева («Одуванчик лекарственный»), Н. Ячменева («Ценное овощное растение- свекла»). Продолжили члены клуба «Юный исследователь» М. Диденко и А. Шалепа., в работах которых звучит призыв бережного отношения к природе. А глубокое исследование С Аверьянова. о бабочках («Енисейские красавицы»), заняло III место в этой номинации. Слушателям был дан сравнительный анализ фауны отдельных участков города, а также представлена его коллекция бабочек, обитающих на территории Енисейска. II место заняла работа учащегося МБОУ СОШ №1 Н. Белоусова «Дневник, как источник для изучения ученической повседневности дореволюционной России», в которой сделан глубокий анализ исследуемого предмета - дневника гимназистки. Дореволюционный дневник был сопоставлен с современными дневниками и сделан вывод об особенностях образования начала XIX в. Ряд работ посвящены истории семьи. Учащимися исследуются старинные фотографии (воспитанник СЮН И. Бесхлебный «Статный человек со старинной фотографии»), архивные документы, интервьюируются родственники, знакомые. Это работы А. Кабировой из с. Абалаково («Раскулачивание - одна из страниц из истории моей семьи»), В. Парпалак из с. Озерное («Чтобы помнили..»). Учащимися МБОУ СОШ № 47 Д. Гуляевым и Д. Сумкиным в работе «Дороги памяти» собран богатый материал по воспоминаниям ветеранов войны, тружеников тыла, репрессированных. Молодые люди задают себе вопрос «Зачем изучать семейную историю?» И сами отвечают: «Чтобы сохранить историческую память о прошлом Отечества, родного края, о событиях и людях». А «незнание корней», утверждают ребята, делает человека « безответственным..., неблагодарным..., неспособным на добрые бескорыстные поступки». Ученица Я. Хаванская из МАОУ СОШ№9 («Афганский след в душе моего деда») пишет и о воинах-интернационалистах, об их нелегкой судьбе, о послевоенной адаптации в новой России. Работа А. Кытманова из МКОУ СОШ №18 с. Погодаево («Он только собрался любить и жить...») о судьбе земляка Г. И. Соколова, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Учащимся была изучена литература, архивные материалы из фондов школьного музея «Поиск» и музея Дома детского творчества п. Усть-Донецкого Ростовской области. Исследование А. Кытманова отличается глубиной изученного материала. В изложении соблюдается логическая последовательность, четко определена цель работы, практическая ценность. Эта работа заняла I место. О семье исследование П. Плавского из МАОУ СОШ №9 («Мой дед-речник»). Подросток восхищается работоспособностью, патриотизмом, активностью деда. Внимание жюри привлекла оригинальная работа И. Матиевского, воспитанника Лесосибирского детского дома, «Наши педагоги- лоцманы по реке Знаний». В работе юноша рассказывает о педагогах детского дома, делая ударение на том, что они, как маяки, ведут детей по реке Знаний, даря детям свою любовь, знания. Последним прозвучало выступление «История новогодней игрушки» С. Давыдова, учащегося МБОУ СОШ № 2. Подросток не только исследует игрушки XX в., но и рассказывает историю появления новогодних игрушек в их семье. На чтениях в номинации «Историческое краеведение» прозвучали краеведческие работы, но каждый участник нашел свою грань и интересно смог интересно высветить ее. Хочется отметить, что степень качественной подготовки работ, заявленных на XVI Кытмановских чтениях, выше предыдущих. Ребята ставят четко цели исследовательской работы, определяют практическую ценность, проектируют свою дальнейшую деятельность. Они активны в своем поиске. Конечно, еще предстоит работа над устными выступлениями учащихся. Но тон исследовательского запала ребят среднего звена уже задан. Хочется увидеть этих детей на следующих чтениях, увидеть, как растет их творческая активность, умение общаться с аудиторией.
В заключение, хочется сказать особое слово благодарности нашим постоянным спонсорам, на деньги которых были приобретены все призы - книги по истории России - для старшей группы участников чтений. Это Станислава Александровна Кобычева (г. Всеволожск, из рода енисейских купцов Кобычевых), Анне Моисеевне Либензон и ее сестре (г. Москва, обе из рода енисейских купцов Матониных).
Материал к печати подготовлен Т. В. Игнатьевой, куратором Кытмановских чтений и Н. А. Козловой, главным хранителем фондов Енисейского краеведческого музея, председателем жюри в младшей возрастной группе (5-8 кл.) Кытмановских чтений.
Администрация сайта Eniseisk.ru благодарит сотрудников музея за предоставленный материал и фотографии

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

29-3-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Погода

www.rp5.ru