Сайт города Енисейска

1 февраля 2015

Уважаемые жители Енисейска! Недавно мы отметили День воинской славы России - День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками!

К. А. Вершинина.Уважаемые жители Енисейска! Недавно мы отметили День воинской славы России - День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками!
В первой редакции Закона эта памятная дата называлась - День снятия блокады города Ленинграда. 2 ноября 2013 года президент РФ В. В. Путин подписал закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», в соответствии с которым наименование дня воинской славы было изменено.
18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву № 21, которая сегодня всем известна, как «план Барбаросса». Этот план предусматривал молниеносное нападение на СССР тремя группами армий по трём направлениям одновременно. ГА (группа армий) «Север» - на Ленинград, ГА «Центр» - на Москву и ГА «Юг» - на Киев. Захват Москвы должен был произойти только после захвата Ленинграда и Кронштадта. Время завершения плана Барбаросса - конец осени 1941 года.
Почему так был важен для противника Ленинград?
На тот момент Ленинград был вторым по величине городом в СССР, примерно, в нём проживало 3200000 человек. Почти четверть тяжелого машиностроения и треть электротехнической продукции давал стране этот город перед началом войны. В Ленинграде действовало 333 крупных промышленных предприятия, а так же более мелкие заводы, фабрики, артели, на которых работало 565000 человек! Примерно 75% выпускаемой продукции приходилось на оборонный комплекс, для которого характерен профессиональный уровень инженеров и техников. Научно - технический потенциал Ленинграда был чрезвычайно высок, на 01 января 1940 года в городе было 130 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 60 ВУЗов и 106 техникумов.
Поэтом у захватом Ленинграда немецкое командование решило сразу бы несколько важных задач.
Первое, - овладеть мощной экономической базой Советского Союза, дававшей до войны около 12% общесоюзной промышленной продукции. Второе, - захватить или уничтожить «Балтийский военно-морской», а также огромный торговый флот. Третье, - обеспечить левый фланг ГА «Центр», ведущей наступление на Москву, и высвободить большие силы ГА «Север». И главное, - закрепить свое господство на Балтийском море и обезопасить поставки руды из Норвегии для германской военной промышленности.
Вот в таком положении оказались жители Ленинграда в июле 1941 года.
Войска Германии и Финляндии в начале сентября 1941 года окружили защищающие Ленинград советские войска. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города. Среди этих взрослых людей были и маленькие дети, которые ещё много не понимали, не знали, да и не могли знать, в силу своего возраста. А спасать надо было всех, надо было организовать доставку продовольствия в город. В дальнейшем, в осаждённый, взятый в плотное кольцо, легендарный российский город. Для снабжения города требовалось устроить доставку грузов, что можно было сделать либо при помощи авиации, либо завозить грузы по воде - через Ладожское озеро, на контролируемое блокированными советскими войсками побережье Ладоги. Авиамост в Ленинград был налажен, но он не мог полностью удовлетворить потребности в перевозках. Началось освоение водного маршрута.
В мирное время основное транспортное сообщение Ленинграда с остальной страной происходило железнодорожным транспортом и внутренним водным. По воде подавляющие число перевозок осуществлялось Северо-Западным речным пароходством. До войны оно располагало 232 буксирными судами общей мощностью 35,6 тысяч квт и 960 несамоходными плавсредствами общей грузоподъемностью 420 тысяч тонн, а также 39 грузопассажирскими и 28 служебно-вспомогательными судами общей мощностью 5,5 тысяч квт. Грузооборот пароходства в 1940 году составил 1214 миллионов тонно-километров, было перевезено 6 804 тысяч тонн грузов. После начала войны пароходство передало в ведение военных органов 25% грузопассажирских и 28% буксирных судов, 33% сухогрузных и 35% нефтеналивных барж. Кроме того до начала блокады в центральные и северные бассейны страны ушло с грузами около 150 пароходов и 350 барж пароходства.
Эвакуация жителей города и оборудования началась задолго до начала блокады: с 29 июня 1941 года началась эвакуация железнодорожным транспортом, а с 4 июля стали поступать распоряжения по эвакуации оборудования различных предприятий речным транспортом. 15 августа Совет по эвакуации при Совете народных комиссаров СССР распорядился вывезти речным транспортом 20 тысяч человек, 27 августа комиссия по эвакуации требовала ежесуточной подачи 20 барж для перевозки людей. 30 августа Государственный Комитет Обороны принял постановление «О транспортировке грузов для Ленинграда», где говорилось о ежедневных отправках в Ленинград 13 барж от пристани в Лодейном Поле и 7 барж от пристани Волхов. Но в тот же день германские войска вышли к Неве, перерезав путь прямого водного снабжения города с остальной страной, также была захвачена железнодорожная станция Мга - тем самым город был отрезан от последней железной дороги связывающей его со страной. До этого момента из Ленинграда было вывезено речным транспортом 70 тысяч тонн грузов и 24 тысяч ленинградцев, всеми же видами транспорта было эвакуировано 489 тысяч человек.
После потери Невы как коммуникации, грузы из Лодейного Поля и Волхва было решено принимать в Шлиссельбурге, откуда их доставлять в Ленинград по находящейся на противоположном берегу Невы железной дороге. До падения 8 сентября Шлиссельбурга в него пришло 7 барж, доставивших 1160 тонн продовольствия и 1276 тонн боеприпасов, в обратном направлении эвакуировалось население. При падении города было потеряно помимо прочего 16 самоходных плавсредств общей мощностью 1533 квт. Захват Шлиссельбурга принято считать началом блокады Ленинграда. Тем временем финские войска к середине сентября вышли к Свири на значительном её протяжении, перерезав тем самым Кировскую железную дорогу и Волго-Балтийский путь. Дорога Вологда - Череповец - Волхов осталась единственной железной дорогой, по которой шло снабжение блокированного Ленинграда, откуда брала начало дорога жизни через Ладогу.
Ситуация с продовольствием в городе выглядела следующем образом. На 21 июня 1941 года в Ленинграде имелось муки на 52 дня, крупы - на 89 дней, мяса - на 38 дней, масла животного - на 47 дней, масла растительного - на 29 дней. До начала блокады в город было доставлено из Ярославской, Калининской областей и из Прибалтики свыше 83 тыс. т зерна, муки и крупы. В июле 1941 года среднесуточная выпечка хлеба в городе составляла 2112 т, в августе она увеличилась до 2305 т. В городе на 27 августа имелось: муки, включая зерно, - на 17 дней, крупы - на 29 дней, рыбы - на 16 дней, мяса - на 25 дней, сельди - на 22 дня, масла животного - на 29 дней. На 6 сентября для снабжения населения Ленинграда имелось: муки - на 14 дней, крупы - на 23 дня, мяса и мясопродуктов - на 19 дней, жиров - на 21 день.
В этот период потребление продовольствия находящимися в кольце войсками и населением города и области согласно постановлению Военного совета Ленинградского фронта с 1 октября 1941 года ограничивалось следующими нормами расхода по продуктовой карточке служащим иждивенцам и детям полагалось по 200 г хлеба на человека в день, рабочим и инженерно-техническим работникам по 400 г; с 13 ноября по 150 г и 300 г соответственно. После того, как были перерезаны все железные и автодороги ведущие в город, Ленинград лишился и всех проводных линий связи (они шли вдоль дорог) соединяющих его со страной.
Вот в такой ситуации, ничего, конечно, о ней не зная, оказались ленинградские дети, среди которых была и маленькая Капиталина.
Где были её родители, когда они погибли, умерли от голода во времена блокады или с ними случилось другое несчастье, девочка так никогда и не узнала. Были ли у неё братья и сёстры? Ей это тоже неизвестно. А вот как она выбралась из голодного и холодного города Капиталина запомнила на всю жизнь.
Детей на автомобилях вывозили по дороге жизни, по берегу Ладожского озера. В одной из таких машин уезжала из осаждённого зимнего Ленинграда Капиталина Алексеевна, девочка четырёх лет, рождённая в счастливом советском городе, покидала его навсегда...
Когда под бомбами немецких самолётов машина всё-таки добралась до берега, подъехать к которому близко не удалось из-за высоких торосов и ледяных глыб, водителю пришлось выйти из автомобиля, чтобы переносить детей на руках к берегу. В грузовике с детьми осталась воспитательница, а Капиталину мужчина взял на руки и стал пробираться к берегу. Он добрался до берега с девочкой на руках... Вдруг за его спиной раздался оглушительный взрыв, брызги воды полетели в их сторону... Когда водитель обернулся, машины с детьми уже не было, на её месте зияла чёрная воронка с водой и ледяной крошкой.
Взрослый мужчина сел прямо на снег, прижимая к себе девочку, и заплакал. А маленькая Капиталина, отрывала от усов сосульки и пыталась сосать. Она до сих пор вспоминает, что сосульки казались ей леденцами - конфетками и были очень вкусными...
Такая вот Судьба. Почему водитель взял на руки именно Капиталину? Как случилось, что они добрались до берега, когда разорвался смертоносный снаряд? Ответы на эти вопросы мы не получим никогда. А вот девочка Капиталина выросла, у неё пять детей, она живёт и здравствует и по сей день (Дай Бог ей здоровья!). Она играет на гармошке, поёт частушки, вяжет, вышивает, ведёт активный и насыщенный образ жизни.
Капиталина Алексеевна Вершинина является членом творческого коллектива художников - любителей и мастеров декоративно - прикладного творчества «Енисей», принимает участие во всех больших выставках и праздничных мероприятиях в Енисейске! Изделия мастерицы яркие, сочные, у неё никогда не бывает тёмных и мрачных цветов. Капиталина Алексеевна, как сегодня принятого говорить, - позитивный человек.
Мы желаем ей творческих успехов и долгих лет жизни!
Т. А. Ушенина
Фото автора
При подготовке материала использованы данные «БЭС», М., 1964 г.

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

4-7-2022
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Погода

www.rp5.ru