Уважаемые жители Енисейска! Сегодняшний праздник на Руси известен как Яблочный Спас, или Второй Спас (Первый, или Медовый, Спас отмечается 14 августа).
По легенде, для верующих и людей верящих, история праздника такова. Задолго до своих страданий и смерти на кресте Христос начал готовить учеников к предстоящим событиям, чтобы те верно их восприняли. Дело в том, что даже апостолы, тесно общавшиеся с Иисусом, были уверены, что Мессия должен быть царем Израилевым. Христос же хотел, чтобы они поняли, что он не еврейский пророк, а Сын Божий, пришедший на землю ради спасения всего рода человеческого. Поэтому необходимо было, как пишет преподобный Ефим Сирин, «чтобы Господь явил им царство славы своей прежде поругания своего и бесчестия, чтобы знали они, что распят он не по немощи своей, а добровольно для спасения мира». С тремя ближайшими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - Иисус взошел на гору Фавор для молитвы. Молясь, апостолы задремали и не видели начала Преображения Господня. Их разбудило сияние славы - необычайный свет, исходивший от Христа. Рядом со своим учителем апостолы увидели Моисея и Илию, которые беседовали с ним об исходе в Иерусалим ради совершения искупительного подвига. После на гору спустилось облако, и ученики услышали глас Господень: «Се есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Апостолы испугались, пали ниц и лежали до тех пор, пока Иисус не коснулся их. Напоследок Христос попросил учеников никому не рассказывать об увиденном, пока не свершатся казнь и воскрешение. Начало празднования Преображения Господня относится к раннехристианским временам - до 5 века. На Руси Яблочный Спас стал одним из наиболее широко отмечаемых дней года. В это время в деревнях устраивали большие праздники, отмечая не только религиозный праздник, но и встречу осени. Вечером крестьяне наблюдали заход солнца. Как только светило касалось горизонта, начинали петь песни К этому времени в садах массово созревали яблоки. Их собирали, ели с медом и сахаром, а также готовили из них разные блюда, например, пироги, причём, у каждой хозяйки был собственный рецепт приготовления яблочного пирога, поэтому, приходя в гости, можно было отведать какое-то новое вкусное блюдо. До Второго Спаса есть яблоки запрещалось, а первые собранные в этот день плоды освящали в церкви и только потом вкушали. Иногда, доедая последний кусок спасского яблока, загадывали желание и верили, что оно обязательно исполнится. В южных районах наравне с яблоками освящали и пробовали первый виноград. В этот день устраивались торги, на которых выставляли целые телеги с яблоками. Кроме того, люди, имевшие сады, считали своим долгом в этот день угостить плодами больных, нищих и сирых. Тех, кто нарушал этот обычай, считали людьми непорядочными. В народе говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по-осеннему холодными. «Пришел Спас - бери рукавицы про запас»; «Второй Спас шубу припас», - подмечали наши предки. Приближение осени чувствовали и журавли, начиная собираться в теплые края. По тому, какая погода в этот день, судили о будущем январе.
В Енисейске сегодня состоялся 2-ой открытый конкурс звонарного искусства. Удивительный звон, не знаю, почему его называют малиновым, - он хрустальный и разноцветный, с металлом и невероятной лёгкостью звуков, звучал сегодня во всех храмах нашего города. Над Енисейском просто шёл необыкновенный перезвон, который, наверно, слышен был жителям близлежащих деревень.
Божественная литургия была совершена архиерейским чином в Енисейском Спасо - Преображенском монастыре, а православные перезвоны начались во всех храмах Красноярской метрополии одномоментно, начиная из первопрестольного града губернии - Енисейска.
В рамках II фестиваля звонарского искусства «Енисейский перезвон - 2017», в краеведческом музее им. А. И. Кытманова, состоялся круглый стол на тему: «Православные звоны Приенисейской Сибири». Председательствовал епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор. В рамках дискуссии участники круглого стола обсудили вопросы возрождения традиций енисейской школы колокольного звона. Состоялся серьезный разговор о необходимости укрепления и расширения обмена опытом звонарского искусства между приходами. Мастера колокольного звона отметили, что енисейский фестиваль не только возрождает древние традиции, но и открывает новые страницы истории колокольных звонов Сибири.
Предвосхитила круглый стол краткая экскурсия по конференц-залу музея, проведённая экскурсоводом музея М. А. Лысаковской. Посетители могли увидеть предметы церковной утвари, книги, фрагменты одежды священников из фондов краеведческого музея им. А. И. Кытманова, а так же фотографии современных фотографов, запечатлевших храмы в период СССР, экономического кризиса и в годы реставрации и восстановления былого величия культовых сооружений.
Т. А. Ушенина
Фото А. А. Давыдова