Сайт города Енисейска

25 февраля 2020

Уважаемые жители Енисейска! 25 февраля, по новому стилю, один из дней, когда православные чествуют Иверскую икону Пресвятой Богородицы!

Уважаемые жители Енисейска! 25 февраля, по новому стилю, один из дней, когда православные чествуют Иверскую икону Пресвятой Богородицы!
Иверская икона, называемая еще Вратарницей или Привратницей, изображает Деву Марию с Младенцем. Оригинал образа находится в Иверском монастыре на горе Афон в Греции. Согласно преданию, икону написал евангелист Лука, сподвижник апостола Павла. А 25 февраля празднуется день обретения Иверской иконы Божьей матери - в этот день монахи монастыря на горе Афон обрели чудотворный образ.
Существует легенда, которая и дала иконе одно из ее имен. В 9 веке образ хранился у благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. Чтобы спасти лик Богородицы от иконоборцев, которые стали особенно активны в правление императора Феофила, женщина опустила икону в море. Через некоторое время (по разным источникам, между этими событиями прошло от нескольких дней до двух веков) монахи Иверского монастыря, расположенного на горе Афон, увидели ее в море. Икону поддерживал огненный столб. Святой Гавриил, инок монастыря, прошел по воде и принес икону в монастырь. Однако утром ее обнаружили над воротами. Согласно преданию, ее несколько раз пытались внести в помещение, но всегда она возвращалась обратно. Поэтому икону и прозвали Привратницей, а от имени обители - Иверский монастырь - она получила наименование Иверская.
Если внимательно присмотреться, то в архитектурных чертах енисейской Иверской церкви явно читаются черты старого грузинского монастыря. Случайно ли? А ведь под обитель первоначально был приспособлен жилой дом, приобретённый в 1837 году у енисейского мещанина Алексея Коренева.
Иверская икона прославилась чудесами, которые происходили рядом с нею. Слух об образе Богоматери дошел и до России. Будущий патриарх Никон, бывший тогда еще архимандритом, обратился к настоятелю Иверского монастыря Пахомию с просьбой сделать список с иконы. 13 октября (по старому стилю) 1648 года копию доставили в Москву. С тех пор православные стали отмечать эту дату - день перенесения списка иконы. По календарю Русской Православной Церкви по новому стилю - это 26 октября.
В нашем городе есть Свято-Иверский женский монастырь, где особенно чтят эту икону.
История у храма длинная и бурная.
Енисейский Иверский женский монастырь основан в 1623 году игуменьей Параскевой (Племянниковой), прибывшей из Нижнего Новгорода. Прежде именовался Христорождественский. Расположен в самом городе при впадении рек Мельничной и Лазаревки в реку Енисей. Был построен храм каменный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1740 год). С 1764 года - 3-го класса общежительный женский монастырь.
Монастырь сгорел в страшном пожаре 1869 года, восстановлен в 1871 году игуменьей Афанасией (Потемкиной). В 1875 году монастырь переименован в Иверский, и тогда же построен новый каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери.
Монастырское духовное училище для девиц духовного звания действовало при монастыре с 1861 по 1888 годы.
Над могилою старца Даниила Ачинского в 1894 году (15/28 апр. 1843) построена каменная часовня.
После разрушений и перепитий истории государства Российского монастырь возрожден в 1998 году. Богослужение уже совершается в Иверском храме, на котором были проведены строительно-реставрационные работы перед празднованием 400-летнего юбилея города Енисейска.
Мы попробуем рассказать вам длинную историю становления и жизни Енисейского Иверского женского монастыря.
Каждый, кто обращался к истории девичьего монастыря в славном городе Енисейске, в первую очередь встречается с загадкой его возникновения. И это не единственная загадка. Само явление монастырей «тайна сия велика есть», ведь они существуют по отличной от общепринятых взглядов мере. Монашествующие не должны иметь своего имущества, не нуждаются в обогащении, должны ходить в одной и той же одежде, постоянно трудится и за всех молится.
Время основания монастыря общепринято относить, и большинство летописных преданий тому подтверждение, к 1623 году. Но первые, сохранившиеся до наших времен, монастырские документы датированы 1664 годом, что позволило выдвинуть версию о более позднем основании обители. Основательницей же монастыря Димитрий Евтихиев, протоиерей Богоявленского собора, в своем описании Иверской обители, называет Параскеву Племянникову из Новгорода. Однако в Памятной книге девичьего монастыря сообщается, что строительницей его первой настоятельницей была игуменья Параскева Салтыкова, «происходившая от знатного рода». По другим источникам, Парасковья Салтыкова, племянница воеводы, впоследствии супруга царя Иоанна Алексеевича, содержалась в монастыре как ссыльная.
Таким образом, почти 40-летний период (с 1623) остается «белым пятном» в истории женской обители. В своих истоках монастырь носил имя Христорождественского, от церкви, построенной в честь Рождества Христова. После пожара 1869 года, по ходатайству игуменьи Афанасии, Святейший Синод благословил именовать монастырь Иверским, по храму во имя Иверской Божией матери, построенному взамен Христорождественского.
По сказанию летописи, монастырь был построен спустя пять лет после образования в 1618 года енисейского острога, в царствование государя и великого князя Михаила Феодоровича, по благословению первого сибирского архиепископа Киприана. Обычно монастыри возникают в отдаленных, глухих местах и паломникам нужно немало сил, чтобы посетить его. В Енисейске же оба монастыря строятся сразу за острогом. Эта особенность объясняется мыслью архиепископа Киприана о том, что обители в Сибири, мужские и женские, должны быть вблизи городов для содействия к обращению инородцев и поддержания благочестия в народе.
В первое время своего возникновения монастырь представлял собой лишь несколько келий, тем труднее было представить в далеком XVII веке, какого благоустройства достигнет он в течение двух столетий.
Документы сообщают, что в 1666 году стольником и воеводой Кириллом Яковлевым был воздвигнут «выше старого Енисейского острогу новый острог за речкой Мельничною кругом посаду, вдоль речного берега острогу 139 сажен, да башни проезжие, да башни сторожевые». Там же отмечено, что ограда Христорождественского монастыря была соединена с новым, «в 6 башен», острожными стенами посадской застройки Енисейска.
В 1723 году монастыри отстраняются от управления своим хозяйством и доходами. Выходит указ, - не постригать больше в монахи, а все монастырские вакансии замещать солдатами. Монастырь бедствует, воеводы, вольно распоряжаясь монастырским имуществом для своих нужд, окончательно подрывают хозяйство обители. Игуменья Агриппина пишет царю Феодору Алексеевичу челобитную: «монастырскiя деревни, крестьяне, мельницы.. и огороды отобраны, а жалованныя монастырю...денегъ и хлеба на свечи, ладонъ... не учинено».
111 лет раздоров... Монастырь строился на противоположном от енисейского острога берегу речки Мельничной (тогда Разговорная, Толчейная). Это сыграло свою роль в истории отношений монастыря и населения. На Мельничной не было хорошего, крепкого, а, главное, постоянного моста. Во время разливов Енисея, маловозвышенный мост на речке Мельничной затопляло и сухопутная дорога в город прерывалась, иногда надолго. Жившим на посаде людям волей-неволей приходилось обращаться к монастырским священникам по возникшим требам. В монастыре всегда были грамотные люди, это заставляло людей отдавать своих детей для обучения. Кроме того, строгая жизнь монахинь, полная скромности, привлекала к себе стариц и девиц, которые принимали монашество, строили свои кельи у монастыря.
Обитель была немноголюдна, но местность ее была выгодной для населения. Поэтому вскоре после основания монастыря, служилые люди начали застраивать его землю. Опустошительные пожары, уничтожившие монастырские грамоты и крепости на земли, способствовали этим захватам.
Все это вкупе стало причиной соединения монастыря с населением и образования отдельного от городских церквей самостоятельного прихода. Но и после соединения монастыря с приходом Христорождественская церковь называлась монастырской. Когда в городе стали заменять деревянные храмы каменными, купцы Михаил Веретнов, Иван Скорняков, Петр Щукин (которые жаловали по 1000 рублей ассигнациями) и другие склонили знатную (дочь полковника) игуменью Анфису к решению о строительстве в монастыре вместо деревянной каменной церкви. Желание видеть в обителе красивый и обширный храм, на который прихожане готовы были жертвовать большие деньги, подтолкнуло игуменью согласиться. Ничто не предвещало грозы, все с воодушевлением принялись за постройку новой церкви, монахини на своих плечах таскали кирпичи, воду, известь, песок. За три года, в 1758 году, каменный двухэтажный храм в 6 приделов был готов. На нижнем этаже (теплом) были приделы во имя Рождества Христова, великомученика Никиты и Рождества Богородицы. На верхнем этаже (холодном) - в честь святителя Николая, святых апостолов Петра и Павла и Владимирской иконы Божией Матери. Главный купол церкви был украшен пятью главами, обитыми вызолоченным железом. Над западной частью здания возвышалась колокольня, с семью колоколами, из них самый большой 224 пуда 20 фунтов, а во всех колоколах - 429 пудов, 27 фунтов (1 пуд = 16,38 кг).
А дальше грянул гром. После постройки прихожане стали упорно оспаривать право монастыря на управление церковью, ведь они вложили в нее немало средств. Например, иконостас в приделе великомученика Никиты, «в коем все иконы железные» был сделан енисейским кузнечных дел мастером Никитой Кореневым (кстати, именно такой, сделанный из железа, иконостас хранится в Енисейском краеведческом музее, кто знает, может это именно он создан руками енисейского мастера). Споры не утихали, а разгорались с новой силой. Монастырь обосновывал свое право владения тем, что церковь построена на монастырской земле, а прихожане утверждали, что они в нее «чинили много вкладовъ» и приход не может быть без церкви. В 1794, 1795 и 1799 годы прихожане просили у тобольского епархиального начальства «о наименованiи оной... приходскою, а не монастырскою», но архиепископ Варлаам не дал такого разрешения и огонь распри погас на 40 лет, но, к сожалению, не навсегда. Он разгорится еще в 1837 и в 1843 годах. В 1863 году первый епископ Енисейской епархии, преосвященный Никодим, начал дело, длившееся пять лет. Он отстаивал права Христорождественского монастыря на церковь и на место, ею занятой. И Святейший Синод в итоге поручил объявить прихожанам, чтобы оставили свои притязания. Последние остались недовольны.
Меж тем, приближались страшные для горожан дни. День 27 августа 1869 года, при всей своей губительности для города, церквей и храмов, поставил точку в многолетней распре прихода и монастыря. По воле Божией, огнем естественным, был погашен огонь внутренний в сердцах людей. В тот день температура от пожара была такой высокой, что у заходивших в Мельничную, чтобы спастись от огня, вспыхивали волосы на голове, и им приходилось время от времени окунаться полностью. На берегу Енисея горел помост, и людям было тяжело подойти к воде, чтобы тушить пожар. В монастыре сгорело 6 монахинь, одна из них была слепой, другая пыталась спастись в воде, держась за канат, но он перегорел, и оказавшись в воде, она утонула. Следующая инокиня, спасая имущество Христорождественского храма, сгорела в нем сама. Погиб и священник Воскресенского храма Илья Хнюнин с женой, а с ними еще 8 человек. В Троицкой церкви огонь не оставил ничего. Ущерб храмов был огромен.
Вот какой предстала перед глазами епископа Никодима, посетившего город после бедствия, Христорождественская церковь: «Колокола попадали или растопились. Железной крыши не существует...Церковь двухэтажная: верхний этаж... истреблен совершенно, но в нижнем...явила всевластие свое всемогущая Десница Божия... главный (придел), во имя Рождества Христова...невредим; направо... великомученика Никиты, сохранен, но имеет повреждения, налево... придел во имя Рождества Богородицы, как бы рассечен пополам; левая - северная сторона его... и полцарских ворот совершенна истреблена огнем; правая же сторона и другая половина царских врат совершенно целы... Стоит поразмыслить: прихожане сей церкви, почему-то тяготясь пребыванием женского монастыря около их церкви, ходатайствовали о передаче ее им одним, без участия монастыря».
Лишившись всего своего имущества, монахини перебрались в Красноярск и уже обдумывали предложение епископа основать там себе обитель, когда по милости Божией нашлись благотворители. Игуменья Афанасия активно взялась за восстановление монастыря и уже в 1871 году была заложена новая каменная Иверская церковь. С тех пор монастырь стал называться Иверским, у него появилась своя отдельная церковь и собственный священник.
Затянувшаяся тяжба прихожан с монастырем из-за Христо-Рождественской церкви была закончена, теперь она принадлежала приходу. А обновленный монастырь по отзыву епископа Павла стал «благоустроенъ въ лучшемъ виде, чем былъ прежде». Знак Божий, проявившийся в уничтожении огнем ровно наполовину иконостаса, заставил многих задуматься, ведь теперь церкви прихода и монастыря действительно разделились.
Монастыри всегда несли свет и просвещение в мир, всегда были оплотом образования и воспитания. В 1865 году при монастыре было открыто трёхклассное училище для сирот духовного звания. Просуществовало оно 23 года, а затем было преобразовано в двухклассную церковно-приходскую школу. В 1883 году в училище содержалось 10 пансионерок епархиального попечительства, 15 девиц духовного звания и 40 девиц светского звания разных состояний. Законоучителем был монастырский священник Илья Тыжнов (чью надгробную плиту нашли пятнадцать лет назаж под полом в доме по ул. Лыткина), учителями: послушница, девица Клавдия Даева - дочь священника, воспитанница этого же училища, Татьяна Штерк - дочь купца, воспитанница Красноярской женской гимназии и Елизавета Кожевникова - дочь священника, воспитанница монастыря. Ученицам преподавались: Закон Божий, русский язык, арифметика, география, русская история, чистописание и рукоделие.
При страшном пожаре августа 1869 году в училище обучалось 8 девиц. Монахиня, имя которой, к сожалению, не сохранилось, вывела учениц из горящего монастыря, и, неся по очереди отстающих детей на плечах, добежала с ними до нынешнего Верхне-Пашино, где они и укрылись в местной церкви. Подвиг монахини славен и не забыт.
Звание настоятельницы - это послушание, игуменьи - награда. С самого основания Христорождественского монастыря его настоятельницы получили титул игумений. В списке их имен - знатные титулы, достойные награды, видные дела... Стефанида, дворянка из рода Кошелевых, 1664 - 1672 годы, Игуменья Прокла Соловьева, девица, майорская дочь, была перемещена из московского Страстного монастыря, при ней прихожане обращались к архиепископу Варлааму о признании Христорождественской церкви приходской, 1793 - 1842 годы. Игуменья Сергия Даева была награждена за 34-летние труды в Иверской школе Всемилостивейше золотой медалью на Аннинской ленте для ношения на груди. Особо хочется остановиться на игуменье Евгении Стариковой, обер-офицерской вдове. О том, что придется ей круто поменять свою жизнь, она и не подозревала. На слова же старца Даниила Ачинского не обращала внимания. Однако все сбылось, что он говорил, ее дом после смерти мужа забрали на долги, она постриглась в монахини в 1837 году, а через пять лет была возведена в сан игуменьи. Она ввела в женском монастыре золотошвейное мастерство. Работы монахинь были известны по всей Сибири и даже в России. Вообще монахини монастыря во все времена отличались трудолюбием и мастерством во всем, за что бы они ни брались. Так, в 1830-е годы, записано в документах, в середине обители имелся «хороший огород, обнесенный вокруг полисадом», в котором росли всякие овощи, «нужные для продовольствия человека и лакомые, как-то: дыни и арбузы в достаточном количестве».
В 1849 году игуменья Евгения была награждена наперстным крестом от Святейшего Синода. Даниил Ачинский также предсказывал, что придет к ней, когда будет она жить не на болоте, а на твердой земле, и она же его и похоронит. Что и произошло. В январе 1843 году, старец приехал в монастырь, а через три месяца преставился. Похоронили святого в ограде монастыря. В 1859 году, по благословению епископа Парфения, на могиле старца стараниями купца 1-й гильдии Александра Данилова (взявшего отчество и фамилию в честь своего крестного - самого старца Даниила) была воздвигнута часовня, которая через несколько лет пострадала от пожара 1869 года, была восстановлена, а позже (в 1892 году) к ней была сделана пристройка. В мае 1920 года постановлением президиума Енисейского губернского комитета РКП(б) часовня была снесена, захоронение старца вскрыто, останки изъяты и, вероятно, перезахоронены. По разным сведениям, мощи святого были выкопаны, поруганы и рассеяны бесследно, есть версия, что его останки были сохранены и перезахоронены на Абалацком кладбище, по другим свидетельствам, они были оттуда извлечены и вторично перезахоронены на Севастьяновском кладбище.
После проведённых раскопок перед реставрацией храма были обнаружены единичные мелкие останки костей, предположительно Даниила Ачинского и место, указывающее на стоявшую ранее часовню, а под ней захоронение.
Непростые страницы истории енисейского Иверского девичьего монастыря с приходом советской власти стали ещё суровее. Чтобы как-то сохранить монастырь, который новая власть в 1920 году предложила закрыть, монахини образовывают сельхозпроизводительную артель в 45 человек. В их наличии было 3 десятины земли, 2 пчеловодов, 2 огородников, 7 лошадей, 6 коров и быков, 3 ягненка, 20 кур и 4 телеги. Председателем артели стала бывшая настоятельница Антония (Петрова), в 56 лет. Секретарем была Анастасия Москвитина. Работали все, в том числе и престарелые. Игуменья Антония и сестры до последнего боролась за монастырь. Благодаря артели он просуществовал до 1923 года.
В страшные времена гонений монахини не теряли своей стойкости и веры. В январе-марте 1924 года в Енисейск, находясь в ссылке, прибыл преосвященный Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ и хирург. Оставаясь самим собой, утверждая и прославляя веру православную, он являлся бельмом для новой власти, которая отправила его под конвоем еще дальше, на Ангару. Вместе с ним отправились две монахини, которых епископ Лука постриг в Енисейске под именами Лукии и Валентины (во имя своего святого Луки, а также в честь святого, имя которого он носил в миру, будучи Валентином Феликсовичем). Они с большой любовью заботились о нем (как пишет своему сыну архиепископ) и терпеливо разделяли все тяготы трёхмесячной ссылки. Вернувшегося в Енисейск епископа Луку отправляют еще дальше, в Туруханск, но монахиням сопровождать его запрещают, он уезжает один.
А 16 мая 1923 года Иверский храм женского монастыря отдают под детскую колонию юных преступников. В 1936 году в нем размещают клуб, здесь же проходят голосования. В 1937 году был расстрелян последний священник Иверского монастыря иерей Иоанн Вазингер. Позднее здание Иверской церкви было общежитием Енисейского педучилища, на первом этаже располагался спортзал, на втором - библиотека. Игуменский корпус был передан средней школе № 3. Затем училище в Иверском храме сменяет народный театр. При нем был организован хор.
После театра здание вновь стало храмом Божиим, монастырь стал подниматься из руин.
В 1998 году в открывшийся женский монастырь приезжает настоятельница Варвара.
Родилась матушка Варвара в большой и верующей семье в городе Новосибирске. Монастыря там не было, и в 20 лет она пошла работать при храме. Когда рукоположили архимандрита Серафима, матушка вместе с ним и сестрами поехала восстанавливать церкви. Батюшку направляли именно в те приходы, где требовалось восстановить храм, собрать приход. После матушка отправляется в Горницкий женский монастырь в Иерусалиме, где проводит в молитвах 3 года. Затем живет полгода в Благовещенске и в 1998 году прибывает в Енисейск для восстановления женского монастыря. Вместе с тремя сестрами настоятельница Варвара приступает к ремонту и приведению в порядок Иверского храма. Передали его монастырю осенью, в начале октября. А к 26 числу, ко дню престольного праздника, нужно было провести уже первую службу. За неделю - чуть больше требовалось навести порядок. Монахини трудились, не зная отдыха ни днем, ни ночью. Пономарь Успенского храма Андрей Дударев вспоминал, когда они пришли помочь вынести стулья и скамейки из храма, где ранее был театр, он ужаснулся, в каком виде его оставили после себя театралы: розетки были вырваны, лампочки выкручены или выдернуты с корнем и прочее.
Началось восстановление женской обители, всех построек монастыря. Сколько притеснений со стороны властей пришлось ей перенести, знает только она. Сколько трудов было вложено, не перечесть. Теперь все в монастыре свидетельствует о ее неустанной работе. С Божьей помощью, 26 октября, стараниями сестер, прошла первая, после стольких лет молчания, служба в Иверском храме. Без трудов и молитв матушки Варвары и сестер не так скоро начал бы действовать монастырь. Ее старания не забыты, и все: монахини и прихожане, которых с каждым днем все больше, с благодарностью вспоминают ее. Сейчас матушка освобождена от обязанностей настоятельницы и находится на заслуженном покое.
В 2000 году, по благословению архиепископа Антония, Воскресенский храм был передан женскому монастырю на восстановление. С 2002 году в нем ведутся летние воскресные службы, выстроена часовня на территории храма. В этом же году в Иверский храм пришел отец Александр Постанчук. В 2009 году на пасхальную седмицу архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний благословил матушку Олимпиаду на настоятельство женского монастыря.
Сегодня Иверская церковь города Енисейска обрела исторический облик, точнее, - один из своих исторических обликов. «Это один из самых простых объектов», - сказал представитель реставрационного сообщества, указывая на енисейскую Иверскую церковь. Время показало, что мнение специалиста оказалось ошибочным, реставрационно-строительные работы на Иверской церкви затянулись. Почти перед самим празднованием 400-летнего юбилея нашего города на церковь были подняты восьмиугольные шатровые купола, украшенные ярко-синими главками с золотыми звёздами. Вес большого шатрового купола 4500 килограмма, а вес малого шатрового купола 2400 килограммов. В нашем городе, в Красноярском крае это единственные главки такой расцветки и украшений.
«Долгожданный для нас момент, сказала настоятельница женского Иверского монастыря игумения Олимпиада. - Маковка синяя потому, что храм Богородичный, созданный в честь Иверской иконы Божьей Матери, нашей покровительницы. Так принято, что небесно-синие купола, украшенные звёздами, символизирующими Вифлиемскую звезду, устанавливаются на храмах, посвящённых Богородице. Даже наши паломники, когда приезжают к нам в обитель, считаются гостями Божьей Матери. А звёздочки перекликаются с теми звёздочками, что есть на облачении Царицы Небесной, написанной на иконе, которую можно увидеть в монастыре».
Т. А. Ушенина
Фото Т. А. Ушениной и разных авторов из открытого доступа сети Интернет
При подготовке статьи использованы материалы: Описание Енисейского Иверского девичьего монастыря / Сост. протоиерей Димитрий Евтихиев. -Енисейск: типография М. А. Абалакова, 1887; Иверский христианский монастырь / Ред.-сост. В. И. Царев. - Красноярск: АО БИЗНЕСПРЕССИНФОРМ, 1994; Енисейск православный / Сост. протоиерей Г. Фаст. - Красноярск: Енисейский благовест, 1994; газета «Енисейская правда» за 1999 - 2019 годы, сайт енисейская-правда.рф.

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

28-3-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Погода

www.rp5.ru