Сайт города Енисейска

29 июня 2020

Уважаемые жители города Енисейска! Российские кораблестроители отмечают свой профессиональный праздник!

Уважаемые жители города Енисейска! Российские кораблестроители отмечают свой профессиональный праздник!
Новый профессиональный праздник - День кораблестроителя (судостроителя) - установлен Постановлением Правительства РФ № 659 от 30 мая 2017 года по инициативе Минпромторга России и акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация» (АО «ОСК»). Дата празднования определена на 29 июня, и в 2017 году российские корабелы отмечали его впервые. Идея, установить в России этот праздник, появилась давно, но конкретное решение было принято после официального обращения к Правительству страны руководства АО «ОСК», а в Российском историческом обществе нашли такой просьбе еще и архивное обоснование.
Дата 29 июня выбрана для праздника в связи с тем, что в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля - фрегата «Орёл». Согласно архивным данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства.
Символично, что в юбилейный год - год 350-летия с момента выхода этого царского указа и решено было учредить День кораблестроителя (судостроителя) - профессиональный праздник работников верфей, проектно-конструкторских бюро и профсоюзных и ветеранских организаций судостроительной отрасли - тех, кто строит и строил теплоходы, ледоколы, буровые платформы, атомные субмарины, катера...
Традиции русского кораблестроения имеют давние корни и славную историю. Одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют 5 веком до н. э. Первые палубные суда строили на Руси в 12 веке, а организованное морское судостроение началось в конце 15 века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Правда, оно было «иноземной конструкции», но построено русскими мастерами.
Первые государевы парусные суда в России начали строить, на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи, в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Жители этих мест издавна славились умением строительства деревянных судов. На Дединовской верфи в 1667-1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота - фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Каспийском море.
Сегодня в Дединово в честь этого корабля установлен памятник. К тому же особым смыслом наполняет историю «Орла» и ряд символических обстоятельств. Существуем мнение, что корабль на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге - это тоже изображение «Орла». Считается, что трехцветный российский стяг впервые подняли на корме, именно этого фрегата.
Благодаря реформаторской деятельности Петра I начали строиться и другие верфи. В июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. А после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава».
К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны. Было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. С тех пор не только увеличивалось количество и качество российских судов, но и география освоенных ими морских и речных маршрутов.
На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила огромный опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов, она считается одним из лидеров мирового судостроения. До сегодняшнего дня Россия остаётся единственной в мире страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на российских верфях, и Рыбопромысловый флот СССР - тоже первый в мире.
В 2007 году Указом Президента РФ была создана «Объединенная судостроительная корпорация», с целью объединения всех государственных судостроительных активов для развития гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году, и сегодня это крупный государственный судостроительный холдинг, а судостроение - отрасль машиностроения и ВПК РФ, в которой, с учетом смежных производств, работают сотни тысяч человек. Только по итогам 2015 года было сдано 110, а в 2016 году - 112 единиц флота. В России действует более тысячи предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения - Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.
Сегодня свой профессиональный праздник официально отмечают российские корабелы, которые по праву считаются наследниками славной истории судостроения.
Многие знают, что судоходство на Енисее началось именно в нашем городе, в Енисейске, но мало кому известно, что в 1862 году в Енисейске был заложен пароход, который через год был спущен на воду, а стоял во главе строительства мастер Худяков, механик-самоучка, бывший крепостной княгини Трубецкой, который раньше руководил строительством пароходов на других реках. Основным материалом для постройки судна была древесина. Паровая машина и паровой котел в разобранном виде были привезены в Енисейск из Перми.
Пароход «Енисей» имел длину 25 сажен, ширину - 3 сажени и осадку - 5,4 аршина. Мощность машин составляла 60 номинальных сил (240 л.с). Судно было способно принять на борт до ста человек. Вместе с пароходом «Енисей» построили две деревянные баржи, с которыми пароход отправлялся в рейсы на север. Основным грузом была рыба и пушнина, а также хлеб и промышленные товары.
Вот так это всё начиналось. Сегодня по реке идут суда разные, которые обгоняют, или не могут догнать, маленькие частные катера и лодки, но все они построены заботливыми руками корабелов! С профессиональным праздником, строители кораблей и лодок!
Т. А. Ушенина
Фото автора

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

4-7-2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Погода

www.rp5.ru