Сайт города Енисейска

5 июля 2020

Уважаемые жители Енисейска! Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля в России, Украине и Белоруссии!

Уважаемые жители Енисейска! Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля в России, Украине и Белоруссии!
Он известен еще со времен существования Советского Союза и установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года N 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года N 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».
Морской и речной транспорт - огромное сложное хозяйство и одна из ключевых отраслей экономики многих государств, и в этом большая заслуга поколений профессионалов, посвятивших свою жизнь нелегкому морскому труду, навсегда связавших свою судьбу, судьбу своей семьи с реками и морями.
Сегодняшний день является праздничным для всех моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, благодаря которым обеспечивается деятельность морских и речных путей.
Многовековая история освоения людьми речных и морских просторов уходит в тысячелетия назад. Самое стремительное развитие судоходства началось с появлением пароходов. 11 февраля 1809 года был запатентован первый пароход!
Революцию в кораблестроении, связанную с применением энергии пара, начали готовить задолго до появления надежных паровых машин. Считается, что первым эту идею выдвинул французский физик Дени Папен, экспериментировавший с моделью парового двигателя в 17 веке, примерно за 90 лет до появления паровой машины конструкции Джеймса Уатта. В 1707 году Папен спроектировал судно с паровым двигателем и гребными колесами, о котором почти не сохранилось достоверных сведений. По одной из версий, после успешного испытания его сломали лодочники, боявшиеся остаться без работы.
Через 30 лет опыты Папена продолжил англичанин Джонатан Халлс. Его первый эксперимент закончился плачевно: двигатель оказался настолько тяжелым, что паровой буксир попросту затонул. Настоящего успеха изобретателям удалось добиться только в начале 19 века. В 1802 году шотландец Уильям Саймингтон продемонстрировал пароход «Шарлотта Дундас», а еще через пять лет американец Роберт Фултон построил «Клермонт» - первый пароход, который начал выполнять регулярные коммерческие рейсы. Газеты писали, что многие лодочники в ужасе закрывали глаза, когда «чудовище Фултона», изрыгающее огонь и дым, двигалось по Гудзону против ветра и течения.
11 февраля 1809 года Фултон запатентовал конструкцию «Клермонта» и вошел в историю как изобретатель парохода. Незадолго до смерти он спроектировал военный корабль с паровым двигателем «Фултон Первый», также известный под названием «Демологос».
Первый российский пароход «Елизавета» был построен в 1815 году владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом. После успешных испытаний на Неве «Елизавета» стала курсировать между Петербургом и Кронштадтом. Отчет об одном из таких рейсов опубликовал журнал «Сын Отечества». В этой статье русский морской офицер, впоследствии адмирал Петр Рикорд, впервые употребил в печати термин «пароход».
В этом году навигации на Енисее исполнилось 187 лет, тогда началось паровое судоходство на нашей прекрасной реке. До 13 июля 1863 паровых судов на Енисее не было. Основными средствами передвижения были плоты, баржи и парусные суда. В 1862 году купцы города Енисейска: купцы братья Кытмановы, А. С. Баландин, братья Калашниковы и Грязновы, объединившись, решили построить пароход, чтобы ходить в Енисейский залив и добывать рыбу ценных пород, чтобы организовать товарообмен с коренными северянами - блага цивилизации в обмен на пушистые шкурки полярных животных. Для начала, они создали и организовали частную пароходную компанию - «Енисейская компания пароходства и торговли».
В 1862 году в Енисейске был заложен пароход, который через год был спущен на воду. Руководил строительством мастер Худяков, механик-самоучка, бывший крепостной княгини Трубецкой, который раньше руководил строительством пароходов на других реках. Основным материалом для постройки судна была древесина. Паровая машина и паровой котел в разобранном виде были привезены в Енисейск из Перми.
Пароход «Енисей» имел длину 25 сажен, ширину - 3 сажени и осадку - 5,4 аршина. Мощность машин составляла 60 номинальных сил (240 л.с). Судно было способно принять на борт до ста человек. Вместе с пароходом «Енисей» построили две деревянные баржи, с которыми пароход отправлялся в рейсы на север. Основным грузом была рыба и пушнина, а также хлеб и промышленные товары.
Так началась история парового судоходства на Енисее. Попыток пройти в Красноярск этот пароход не делал: речники знали, что на пути - Казачинский порог, который трудно преодолеть.
В навигацию 1863 года пароход совершил два рейса в низовья Енисея. В том же году в Енисейске купцами Ефимовым и Сизовым завершилось строительство второго парохода «Опыт» мощностью 25 номинальных сил (100 л.с.).
В последующие годы оба эти судна арендовал золотопромышленник М. К. Сидоров. На пароходе «Опыт» он совершил поездку по Енисею, целью которой было исследование возможностей судоходства и изучение условий плавания на Енисее.
Красноярские купцы времени даром тоже не теряли. В 1878 году красноярский купец Гадалов закупил в Англии пароход и назвал его «Москвой». Он перегоняет судно на Енисей, и в навигацию 1882 года оно отправляется из Енисейска в Красноярск под управлением капитана Криницкого. Зайдя в Казачинский порог, «Москва» не смогла преодолеть скорость течения. Тогда капитан собрал мужское население окрестных сел и с помощью бурлацкой тяги и ворота, одновременно работая машиной, «Москва» преодолела Казачинский, и 14 мая 1882 года прибыла в Красноярск. Это был первый пароход, который увидели красноярцы.
А в 1884 году Гадалов закупает в Англии пароход мощностью в 500 «лошадиных сил». Первоначально судно называлось «Капитан Дальман». В навигацию 1884 года под командованием капитана Тупицына «Дальман» своим ходом преодолел Казачинский порог, пополнил запас дров, взял пассажиров и последовал до Минусинска. Затем спустился обратно в Красноярск и начал курсировать между Енисейском и Красноярском по мере накопления пассажиров. 1884 год считается датой начала пассажирского сообщения между вышеназванными пунктами. В настоящее время, чтобы нейтрализовать капризы Казачинского, на пороге работает туер «Енисей». Его работа - подъём судов. Скорость течения здесь достигает 27 километров в час. сегодня это единственное в мире место, где работает туерная тяга. Сам туер был построен на КСРЗ в 1964 году. Его мощность - 2 тысячи «лошадиных сил». Туерный стальной трос имеет длину два километра и диаметр сорок миллиметров. Каждую весну в начале навигации туер приходит в порог, чтобы поднимать суда. Есть ещё одно место на реке, где используется туерная тяга - на большом Енисее, в Туре, на Хутинском пороге. Роль туера здесь выполняет тепловоз.
Дальнейшее развитие енисейского пароходства связано с именами сибирских купцов. К 1888 году пароходный парк на Енисее увеличился до шести судов, три из которых принадлежали фирме Гадаловых, остальные - известному иркутскому предпринимателю А. М. Сибирякову. Уже в то время было организовано регулярное движение по всему течению Енисея.
В енисейском краеведческом музее им. А. И. Кытманова сегодня уже полным ходом идёт подготовка к созданию музея Енисея. Это огромная работа, уже действуют два зала в которых жители и гости нашего города узнают, как по берегам Енисея шла и развивалась жизнь коренных народов и прибывших поселенцев. Одна из больших экспозиций так и называется «Жизнь на реке».сегодня посетители енисейского краеведческого музея с интересом узнают об истории судоходства на Енисее, фотографируются, уходят, наполненные новыми знаниями.
Лидером фотографирования стал экспонат - судовой штурвал, конца XIX века с парохода «Гленмор», который был собран в Англии в 1895 году. Впрочем, у этого парохода удивительная история и долгая жизнь, он несколько раз менял название, но на штурвале и рынде (которая находится в красноярском музее) осталась надпись «Гленмор».
Мы поздравляем всех работников морского и речного флота с профессиональным праздником!
Т. А. Ушенина
Фото автора
Использованы источники:
Енисейские губернские ведомости. - 1863 - 8 июня, № 23. - С. 100.
Безруких В. А. Иллюстрированная история Красноярья (XVI-начало XX столетий) / В. А. Безруких, Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова. - Красноярск : Растр. - С. 190-192.
Скобло Н. Первый пароход // Енисей. Живая история. - Красноярск, 2007. - С. 141-143.
 

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

20-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru