Уважаемые жители Енисейска! В этот день отмечается память священника Захария и его супруги Елисаветы - родителей Иоанна Крестителя!
Дата по старому стилю: 5 сентября. Праведная Елисавета, по преданию, была сестрой Анны - матери Девы Марии. Вместе с мужем она жила в Хевроне; супруги достигли пожилого возраста, но детей не имели. Однажды Захарию явился архангел Гавриил и сообщил ему о скором рождении сына Иоанна. Священник не поверил этой вести и в наказание лишился дара речи; способность говорить вернулась к нему только в день рождения сына. Во время избиения младенцев Елисавета с Иоанном укрывались в пустыне. В это время Захария схватили и требовали указать, где находятся его жена и сын, однако священник ничего не сказал и был убит прямо в храме. По одной из легенд, Елисавета умерла спустя 40 дней жизни в пустыне, а Иоанна вскормил ангел. Согласно житию, Елисавета первая предсказала своей двоюродной сестре Марии рождение Спасителя.
Поэтому в народе день памяти родителей Иоанна Крестителя считался подходящим для предсказаний и ворожбы. Девушки обычно гадали на суженого, пытаясь узнать свою судьбу.
На Захария и Елизавету (Елисавету) было также принято выгонять березовыми вениками кумоху, или лихорадку. «Кумоха - нечистая сила, с лица худюща, большеглаза, синью кожа подернута», - так описывали ее на Руси. Чтобы прогнать болезнь, в этот день топили баню и хорошенько парились.
Считалось, что рожденный на Захария и Елизавету обладает особой силой: его не трогали ни оборотни, ни лешие. Поэтому такого человека старались нанять в пастухи, чтобы он берег скотину от нечистой силы да от злого волка. Также верили, что если рожденный в этот день накосит сена, то коровы будут есть это сено с особым удовольствием, а после дадут вкуснейшее молоко.
По этому дню судили, какой будет зима. Также смотрели на рябину: если ее листья уже пожелтели, значит, зима придет рано и будет холодной; а если на дереве видели много ягод, ждали дождливую осень.
В нашем городе в комплексе строений Спасо_Преображенского храма есть надвратная церковь, которая называется Церковью Захария и Елисаветы.
Она была разрушена, но восстановлена с некоторыми изменениями, а точнее, - отстроена заново, которая прекрасно вписывается в Спасо-Преображенский храмовый комплекс.
Основной объем каменных восточных ворот монастыря с надвратной церковью и фланкирующими двухэтажными палатками был выстроен в 1785 -1796 годах (по другим источникам, постройка закончилась в 1790 или 1795 году) «иждивением... архангельского купца Димитрия Лобанова». Освящение церкви состоялось только в 1822 году, после достроек, выполненных «усердием некоторых енисейских чиновников и граждан и иркутского купца Александра Свешникова - родственника Лобанову». В 1855 - 1859 годы, как гласят источники: «усердием потомственного почетного и степенного гражданина города Енисейска А. С. Баландина» в дополнение к основному зданию были возведены окружающие храм закрытые галереи с двумя приделами (Алексея Митрополита и всех скорбящих радости).
Страшно пострадавшая во время великого пожара 1869 года, который бушевал почти четыре месяца, церковь была восстановлена в 1875 году в прежнем облике.
А вот в советское время памятник архитектурного наследия только разрушался и, к моменту реставрационно-строительных работ, он представлял собой нагромождения кирпичей и проступающие сквозь бурьян летом и сугробы зимой, - нижнюю часть ворот. Службы были полностью прекращены в 1923 году.
Впрочем, сохранившиеся описания, архивный изобразительный материал и архитектурные аналоги, а также натурное изучение позволили восстановить первоначальный облик церкви. Объем ворот был несколько вытянут в продольном направлении; возвышавшийся над ними «кубический» объем храма был сдвинут к западу, а трехстенная алтарная апсида выступала в один уровень с восточным фасадом ворот. Этот фасад с проездной аркой, выходящий в линию монастырской ограды, расширялся двумя осями пристроенных с севера и юга двухэтажных палаток, длина и высота которых равнялись длине и высоте объема ворот. Надвратная церковь относилась к типу «малый восьмерик на четверике». Железная крыша храма была в виде обычного восьмилоткового купола, а фасады четверика завершались трехлопастными полуглавиями. Еще одна главка, на двухъярусном барабане, возвышалась над алтарной апсидой. Храм освещался четырьмя арочными окнами на южном и северном фасадах и круглыми окнами второго света, расположенными на оси фасадов, под полуглавиями, три окна освещали алтарь. Ко входу в храм (с западной стороны) вела деревянная крытая двухмаршевая лестница с промежуточной площадкой перед дверью во второй этаж южной (жилой) палатки. В северной (кладовой) палатке имелась внутренняя лестница.
Проездная арка ворот была обрамлена крупными встречными завитками, узорной фигурой и двумя круглыми медальонами над проемом; вся эта декоративная композиция увенчивалась большим киотом с треугольным завершением.
Значимость памятника архитектуры невозможно недооценить. Кроме того, что церковь является неотъемлемой, неотделимой частью Спасо-Преображенского мужского монастыря и характерным образцом сибирского барокко, это единственная надвратная церковь в Красноярском крае.
Сегодня церковь восстановлена, многое утрачено, какие-то элементы выстроены по новому. К 2012 году усилиями многочисленных волонтёров и добровольцев со всего Красноярского края были проведены подготовительные работы, а затем и строительные. К сожалению церковь не отапливается, поэтому к 400-летнему юбилею города Енисейска, представить её как объект туристического показа, оказалось невозможным, так как внутри уже всё осыпалось, а стены пожирает плесень. Конечно, её внешний облик, прекрасно вписавшийся в весь храмовый комплекс, смотрится очень красиво. Небольшая церковь Захария и Елисаветы сегодня гордо вздела свой крест, кажется, что он тянется, к стремительно бегущим по синему небу, облакам. На площади же, перед Надвратной церковью Захария и Елисаветы, выстроена небольшая деревянная сцена, на которой проходят концерты. Впрочем, все празднества, посвящённые большому христианскому празднику Пасхе, тоже разворачивают своё действие у подножия этой церкви.
Т. А. Ушенина
Фото автора