Сайт города Енисейска

10 октября 2020

Уважаемые жители Енисейска! Сегодня день города Еревана отмечает добрый, но немногочисленный армянский народ!

Уважаемые жители Енисейска! Сегодня день города Еревана отмечает добрый, но немногочисленный армянский народ!
Ереван (арм. ?????), (до 1936 Эрива?нь) - столица Армении, один из древнейших сохранившихся городов мира (основан в 782 году до н. э.).
Ереван-древний город, имеющий свое свидетельство о рождении. Это клинописная надпись, высеченная на камне по приказу царя Урарту Аргишти I в 782 году до н. э. (Территория современного Ирана).
Древняя надпись свидетельствует о том, что Аргишти построил военную крепость для защиты от нападений с Северного Кавказа и нарек ее Эребуни («место жительство отца»). То есть, Ереван старше Рима!
Жители города с незапамятных времен занимались земледелием и скотоводством. Но находки образцов материальной культуры - железных инструментов, мечей, кинжалов, бронзовых чеканных поясов, бус из черного хрусталя и золотых украшений - свидетельствуют о том, что не менее опытны были они в кузнечном деле и металлургии и весьма искусны в самых различных ремеслах, которые развивались в Ереване веками. Опытные кожевники, кузнецы, столяры, ткачи, красильщики и ювелиры объединялись в ремесленные цеха - амкарства, обладавшие своими собственными гербами и игравшие весьма значительную роль в жизни города. Ереван был одним из центров армянского искусства. Здесь родились и творили многие знаменитые ученые и хронисты, поэты и скрипторы, печатники и математики, имена которых увенчаны светлыми деяниями.
История давно минувших веков убеждает в том, что сеявший хлеб и растивший скот, выплавлявший железо и украшавший рукописи ереванец был и отважным воином, не жалевшим жизни ради свободы и независимости страны. Много было на веку Еревана и черных, и светлых дней, и хронисты руководствовались, как видно, извечной армянской мудростью: «Не помянув злое, не дождешься доброго», ибо страницы пергаментных рукописей полны описаниями бедствий, обрушивавшихся на головы ереванцев... Находившийся на скрещении торговых путей, с незапамятных времен называвшихся «Ереванской дорогой», город всегда был заманчивой целью для иноземных захватчиков. Каким только разбойничьим ордам не приходилось давать отпор Еревану! Да и подземные силы являли против Еревана свою черную мощь - десятки и сотни землетрясений пришлось вынести Еревану за свою многовековую историю. 4 июня 1679 года началось на Араратской равнине страшное землетрясение, когда в течении месяца едва ли не каждый день повторялись подземные толчки. Множество сел и деревень, церквей и монастырей превратились в руины. Рухнул Гарнийский храм. До основания разрушила стихия и Ереван. А потом налетела из персидских сторон саранча...
Если о временах основания и античном периоде Еревана можно судить преимущественно по наскальным надписям, материалам раскопок и преданиям, то в деле восстановления облика средневекового Еревана к ним добавляются и письменные источники. Речь в первую очередь об армянских хронистах.
Облик средневекового Еревана запечатлели и посещавшие в 16-18 веках город иностранные путешественники. В 17-19 веках Ереван был самой драматической точкой взаимоотношений между Россией, Турцией и Персией. Он притягивал к себе также всевозможных европейцев, преследующих свой собственный интерес - дипломатов, наблюдателей, коммерсантов, ученых, художников, проповедников и церковных деятелей. Многие из них оставили интересные путевые заметки, освещавшие не только политические и военные вопросы, но и различные занимательные подробности и детали жизни и быта ереванцев тех времен.
В 1960-х годах родилось стихотворение Паруйра Севака «Эребуни - Ереван», ставшее столичным гимном (музыка Эдгара Ованнисяна). Именем этой песни стали называть и праздник города, который впервые отмечался в 1968 году. До 1988 года он отмечался ежегодно, однако после провозглашения независимости страны эта традиция возобновилась только в 1998 году.
Согласно 18-й статье Закона РА «О праздниках и памятных днях в Республике Армения», решением 882-Н Правительства РА от 23 июня 2005 года, во вторые выходные октября отмечается день Еревана.
Что же происходит сейчас? Сегодня гибнут мирные жители, а соседи, - армяне и азербайджанцы стреляют друг в друга?

КарабахНагорный Карабах, что это за территория? Есть ли ответ на вопрос - чья она?
Территория Нагорного Карабаха оставалась спорной всегда. «Де юре», она принадлежит Азербайджану - так решили коммунисты столетие назад. Но «де факто», там преобладает армянское население, поэтому Армения может вполне обоснованно заявлять требование о воссоединении своих граждан.
Нагорный Карабах - регион в Закавказье, в восточной части Армянского нагорья.
Фактически бОльшая его часть контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой. Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики находится на её территории. Занимает восточные и юго-восточные горные и предгорные районы Малого Кавказа, вместе с Равнинным Карабахом составляет географическую область Карабах.
Название «Карабах» происходит из тюркского слова «кара» - чёрный и персидского «баг» - сад, оно закрепилось за регионом с XIV века.
В границах армянского государства Великая Армения, северо-восточная граница которого проходила по реке Кура, территория современного Нагорного Карабаха находилась вплоть до 390-х годов н. э.. После падения Великой Армении территория Арцаха отошла к вассальной от Персии Кавказской Албании. В период долгого нахождения в составе Армении регион был арменизован. С этой эпохи на территории Нагорного Карабаха процветает армянская культура.
С конца VI до начала IX века полиэтническая Албания находилась под властью Михранидов - династии иранского происхождения. Последние были вассалами сначала Сасанидов затем Халифата, сами же они, подверглись арменизации. В 700-х годах население древнеармянской провинции Арцах говорило не просто по-армянски, но и на своём собственном диалекте армянского языка.
В начале IX века на территории Нагорного Карабаха образовалось армянское феодальное княжество Хачен. В IX-XI веках территория Нагорного Карабаха входит в состав восстановленного Армянского государства Багратидов.
В XI веке весь Ближний Восток захватили тюркские кочевники Сельджуки, которые составили основу будущего азербайджанского народа. До XX века кочевники (тюркские, затем и курдские) зимовали на Равнинном Карабахе, а летом откочёвывали в Нагорный Карабах.
С начала XIII века в Нагорном Карабахе правили армянские княжеские династии. В XII-XIII веках армянонаселённый Нагорный Карабах становится одним из центров армянской культуры. После сельджукского завоевания Армении в Хачене продолжает существовать армянское правление, являвшейся центром армянской политической жизни. В XV веке в Нагорном Карабахе образовывается Карабахское беглербекство.
Османами, которые короткими периодами владели Карабахским беглербекством, были проведены переписи 1593 года и 1727 года; обе переписи фиксировали как в Равнинном, так и в Нагорном Карабахе большое количество кочевых азербайджанских племён.
На рубеже XVI-XVII веков Хачен распался, а на его месте постепенно образовались пять армянских княжеств (Хачен, Дизак, Варанда, Джраберд и Гюлистан), которые соответственно получили название «Хамса» - «Пятерка».
Институт меликств в Нагорном Карабахе окончательно был сформирован при иранском шахе Аббасе. После распада в конце XIV века армянского царства Киликии, практически, только в Карабахе сохранились остатки армянского государственного устройства.
В 1720-е годы Нагорный Карабах становится одним из центров национально-освободительной борьбы армян против Османской оккупации. В этой борьбе армяне Нагорного Карабаха были воодушевлены также персидским походом Петра I.
Начиная с периода правления Петра I, мелики Карабаха и католикос Гандзасарского монастыря Есаи Гасан-Джалалян начинают тайную переписку с российскими правителями, возобновлённую при Екатерине II и продолжавшуюся до присоединения этих территорий к Российской Империи.
После ликвидации ханства в 1823 году Нагорный Карабах представлял собой сначала часть Карабахской провинции, затем - часть нескольких уездов Елизаветпольской губернии.
Карабах стал ареной борьбы Азербайджана и Армении в ходе Армяно-азербайджанской войны 1918-1920 годов. Армянскую сторону в конфликте представляло Народное Правительство Карабаха, позже известное как Армянский Национальный Совет Карабаха. В конце сентября турецко-азербайджанские войска установили частичный контроль над Карабахом. В январе 1919 британское командование на Кавказе объявило, что Карабах и Зангезур признается под временным азербайджанским командованием до решения Парижской Мирной Конференции. Это решение вызвало недовольство армян, но Армянскому Национальному Совету Карабаха пришлось покориться этим условиям после провальных боевых действий летом 1919. По армяно-азербайджанскому договору 22 августа 1919 Карабаху предоставлялась территориальная автономия, а местным армянам культурная автономия. В начале 1920 на Парижской Мирной Конференции, Карабах был признан за Азербайджаном. После советизации Армении и Азербайджана, решением Кавбюро ЦК РКП(б) от 4 июля1921 года было решено передать Нагорный Карабах Армении, но окончательное решение оставить за ЦК РКП(б), однако новым решением от 5 июля он был оставлен в составе Азербайджана с предоставлением широкой областной автономии. В 1923 году из армянонаселенной части Нагорного Карабаха (однако без Шаумянского и части Ханларского районов, также армянонаселённых) в составе Азербайджанской ССР была образована Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК). В 1937 году АОНК была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО).
По данным переписей первой половины XIX века, около трети населения всей территории всего Карабаха (вместе с равнинной его частью до устья реки Кура) составляли армяне, и около двух третей азербайджанцы. Как отмечает американский историк Джордж Бурнутян, переписи тех лет показывают, что армянское население было, в основном, сосредоточено в 8 из 21 магалов (районов) Карабаха, из которых 5 составляют современную территорию Нагорного Карабаха, а 3 входят в современную территорию Зангезура. Таким образом, 35 процентов населения Карабаха (армяне) проживали на 38 процентах территории всего края, составляя абсолютное большинство в Нагорном Карабахе (более 90 %). Согласно данным к. и. н. Анатолию Ямскову, следует учитывать тот факт, что переписи населения велись в зимний период, когда кочевое азербайджанское население находилось на равнинах, а в летние месяцы оно поднималось на высокогорные пастбища, меняя демографическую ситуацию в горных районах. Однако Ямсков отмечает, что точка зрения на права кочевых народов считаться полноценным населением сезонно используемой ими кочевой территории, на сегодняшний момент не разделяется большинством авторов, как из постсоветских стран, так и из стран «дальнего зарубежья», включая и проармянские, и проазербайджанские работы; в российском Закавказье XIX века эта территория могла являться собственностью только оседлого населения.
В Карабахе этническая граница практически соответствовала физико-географической границе Нагорного и Равнинного Карабаха, проходя по западной окраине Мильско-Карабахской степи. При этом в азербайджанонаселённым Равнинном Карабахе было некоторое количество армянских, а в армянонаселённом Нагорном Карабахе азербайджанских сёл. Шуша, крупнейший город Карабаха, имел азербайджанский и армянский квартал. В летние месяцы ввиду миграций азербайджанских кочевников этническая граница стиралась и в Нагорном Карабахе образовывалась широкая полоса со смешанным населением.
В 1918 году в Нагорном Карабахе, который состоял из Шушинского уезда, частей Елизаветпольского (Гюлистан), Карягинского и Джеванширского уезда, проживало 165 тысяч армян (71,4%), 59 тысяч мусульман (25,5%), из которых 20 тысяч жили в Шуше или его окрестностях, а также 7 тысяч русских (3,1%).
Нагорно-Карабахская Автономная Область была создана из преимущественно армянонаселённой части Нагорного Карабаха; согласно утверждениям историка Одри Альтштадт, при создании автономной области, в него старались включить как можно больше армянских и как можно меньше азербайджанских сёл.
Согласно переписи 1923 года в НКАО армяне составляли 94 %; из оставшихся 6 % подавляющее число были азербайджанцы. Среди других меньшинств выделялись курды, издавна населяющие эти земли и русские, переселенцы или потомки переселенцев XIX-XX веков; было также некоторое количество греков, - колонистов XIX века
За годы советской власти процент азербайджанского населения НКАО возрос до 21,5% а армянского населения снизился до 76,9%. Армянские авторы объясняют это целенаправленной политикой властей Азербайджанской ССР по изменению демографической ситуации в регионе в пользу азербайджанцев.
В то же время, как указывает Анатолий Ямсков, переселявшиеся туда азербайджанцы считали Нагорный Карабах своей исторической землей, и он был им действительно хорошо знаком. Как правило это были те, кто имел родственников среди коренных азербайджанцев Нагорного Карабаха, те, кто слышал от отцов и дедов про бывшие родовые кочевья и кочевые пути в Нагорном Карабахе, и наконец те, кто неоднократно сам был в Нагорном Карабахе в качестве колхозного или совхозного чабана. Кроме того подобное изменение соотношения азербайджанского и армянского населения объяснялось более высоким естественным приростом среди азербайджанцев и значительным оттоком сельских армян в Баку.
Доля русского населения в Нагорном Карабахе стремительно увеличивалась в довоенные годы и, достигнув максимума в 1939 году, начала столь же стремительно сокращаться, что коррелирует с процессами, происходившими во всем Азербайджане и вообще во всём Закавказье.
Из пяти районов НКАО азербайджанцы составляли большинство в самом маленьком по площади Шушинском районе, где в 1989 году, согласно последней советской переписи, проживало 23156 человек, из которых 21 234 (91,7%) были азербайджанцами и 1620 (7%) армянами. В самом городе Шуша проживало 17000 из которых 98% были азербайджанцами. По данным переписи 1939 года население Шушинского района составляло 10818 человек, из которых азербайджанцев было 6306 (58,3%) и армян 4177 (38,6%). Большая часть азербайджанцев жила в Шуше, население которой было 5424 человека, в сельской части района армяне составляли большинство.
По данным ЭСБЕ (1904 год) армяне составляли 58,2% (81911 человек) населения уезда и 56,5% (14496 человек) населения города (азербайджанцы 41,5% и 43,2% соответственно). Подавляющее большинство армян Шуши были убиты или покинули город в результате Шушинской резни в конце марта 1920 года. В 1939 году наиболее велика доля русских была в Степанакерте (5,4%).
В остальных четырёх районах и городе Степанакерт азербайджанцы являлись меньшинством, однако и в них имелись населённые пункты с преимущественно азербайджанским населением.
Обострение конфликта в конце прошлого века началось с локального противостояния. Село Чардахлу является родиной знаменитого маршала Баграмяна. Именно в день его 90-летия, произошли самые массовые избиения. Пострадало около 30 человек. Дело происходило следующим образом: в 1987 году, в селе Чардахлу, решили заменить местного главу сельсовета, с подачи секретаря райкома Асадова. На это место он решил назначить азербайджанца. Но не сам факт замены главы вызвал недовольство, а то как это было сделано. Асадов действовал грубо, нагло, а назначенный им глава оказался необразованным человеком.
Сельчане высказывали своё недовольство открыто, за что постоянно подвергались гонениям. Людей избивали, запугивали и угрожали. Происходящие события открыто освещались в СМИ. Довольно быстро, на их фоне образовались национальные волнения. Армяне, проживавшие в Карабахе, начали требовать наказания для Асадова. Кроме того, они начали открыто высказываться о желании выйти из состава Азербайджанской ССР, и войти в состав Армении.
Партийное руководство страны проводило собрания, на котором обсуждалось положение дел. Желающих вернуться в Армению называли «сепаратистами». Впрочем, многие из числа партийного руководства Карабаха, придерживались аналогичной позиции.
Постепенно, власти начали терять контроль над ситуацией. Сперва митинги начались на улицах Степанакерта - столицы Карабаха, а затем и в Ереване. Армяне хотели не только вернуть своих соотечественников, но и расширить собственную территорию. Почему бы не воспользоваться такой удачной возможностью.

20 февраля 1988 года, власти Карабаха обратились к представителям руководства двух стран, а также к Горбачёву, с просьбой о передаче этой «спорной» территории Армянской ССР.
Вот только азербайджанцы были не согласны отдавать этот регион. В противовес армянским выступлениям, в Баку начались митинги за сохранение «территориальной целостности». Обе стороны ждали решения из Москвы, но оно так и не пришло.
М. С. Горбачёв высказался по поводу конфликта, но никакого конкретного решения не предоставил. Он посоветовал обоим народам жить в мире и согласии, и не поддаваться на провокации.
Этнические азербайджанцы преимущественно проживали в одном районе Карабаха - Шушинском. Местные жители были настроены радикально, и готовились к противостоянию. Кроме того, здесь активно распространялись слухи о том, что по всему Карабаху, и даже в Ереване, убивают азербайджанцев. Поддавшись провокациям, местные «радикалы» взялись за оружие. Это и были первые жертвы возобновлённого конфликта.
Обезумевшая толпа наткнулась на кордон милиции возле села Аскеран. Уговоры не помогли, милиционерам пришлось открыть огонь. В ходе перестрелки, погибли два человека. Примечателен, и в то же время ужасен тот факт, что первой жертвой стал азербайджанец, убитый своим же соотечественником из числа милиционеров.
Настоящий «протестный» взрыв произошёл в городе Сумгаит, где проживали азербайджанцы. Сюда пришло большое количество «беженцев», которые рассказывали местным об ужасах, творимых армянами. В действительности, это были обычные провокаторы, рассказы которых были далеки от реальности.
В те времена, не было таких средств связи, как сегодня, поверили «на слово». После сообщения о погибших под Аскераном, в городе начались массовые погромы. По официальным данным, в ходе столкновений погибли 26 армян, насчитывались сотни пострадавших.
Чтобы стабилизировать ситуацию, в город ввели войска. Изначально, оружие применять никто не собирался. Однако, довольно быстро от рук радикалов начали страдать военные, после чего поступил приказ на применение оружия. В ходе перестрелок, было убито 6 азербайджанцев.
«Августовский путч» в 1991 году, послужили отправной точкой для полноценной военной компании. Все страны, включая и Карабах, объявили о своей независимости. Как только с территории страны вывели войска МВД СССР, началось полномасштабное противостояние.
В течение 3-х лет, азербайджанцы и армяне убивали друг друга. Лишь в 1994 году, удалось заключить перемирие. Точное число жертв той войны установить не удалось. По разным данным, с обеих сторон погибло от 25 до 30 тысяч человек.
И вот теперь, спустя 26 лет, конфликт развернулся с новой силой. Традиционно, азербайджанцев поддерживает Турция с которой у России непростые отношения. Сейчас, трудно прогнозировать, чем закончатся эти события.
Мы же поздравляем жителей Армении и Еревана, в частности, с Днём города - столицы красивой солнечной страны.
Т. А. Ушенина по различным источникам сети Интернет, энциклопедиям ЭСБЕ и БСЭ
Фото автора, коллаж из открытого доступа сети Интернет

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

13-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru