Сайт города Енисейска

25 октября 2020

Уважаемые жители Енисейска! В четвёртом альманахе «Енисейский родослов» была опубликована статья Е. В. Быковой «300 лет пути»!

Уважаемые жители Енисейска! В четвёртом альманахе «Енисейский родослов» была опубликована статья Е. В. Быковой «300 лет пути»!
Предлагаем её вашему вниманию в сокращённом варианте.

«Никуда не спешить, но везде успевать»

Активисты Енисейской общины Л. И. и Л. Н. ЧуруксаеваМы давно знаем, что в нашем регионе проживают старообрядцы. Иногда их называют староверами, или кержаками. Сегодня староверы - это не только бородатые жители таежных заимок, как иногда думают некоторые. Немало их и в самом Енисейске, где они живут и трудятся рядом с нами. Их поселения сосредоточены в основном на севере нашего района, немало их на Ангаре.
Гостья города Е. В. Быкова (доцент, кандидат искусствоведения, Россия, г. Киров), подарила библиотеке информационно-историческое издание «Старообрядец», в котором помещена ее статья о старообрядцах, проживающих в удаленных поселениях на реках Кас и Сым Енисейского района Красноярского края.
Путешествие свершилось при поддержке гранта «Локальные традиции и историческая память в искусстве старообрядцев 20 - начала 21 веков». Она посетила места, с которыми связана история староверов - часовенных: от керженских скитов Нижегородской губернии до Алтая, и закончилось путешествие на Енисее, в удаленных поселениях на реках Кас и Сым Енисейского района Красноярского края. «Перелет на вертолете из Енисейска на Безымянку, над бескрайней тайгой с долинами рек, занимает три часа. Виды из иллюминатора вызывают восхищение, и в то же время страх оторванности от обыденной суетливой городской жизни. Добраться сюда можно только по зимнику или на вертолете раз в две недели. И когда попадаешь в Безымянку, поражает трудолюбие, бережливость и усердие жителей, которые обустраивают свое личное пространство с добротными домами и огородами. В основном здесь живут за счет собственного труда: охота и рыбалка, сбор дикоросов: ягоды, грибы и орехи. Много молодых семей с маленькими детьми, что свидетельствует о стабильности и будущем процветании одного из староверческих поселений в таежных просторах. Заслуга такого благополучия - Петр Фомич Зебзеев, глава поселений, мудрый и крепкий хозяйственник, в лучших традициях предпринимательства старообрядцев начала XX века. Жена Петра Фомича Мария Федоровна - настоящая хозяйка в доме, в котором чувствуется уважение друг к другу и сохранение устоев традиционной старообрядческой семьи.
Традиционный уклад жизни ограничивает использование благ современной цивилизации: сотовой связи здесь нет, Интернет - только в администрации, школе и библиотеке. О вреде Интернета, штрих-кода и других техногенных новинках предупреждает настенный лист, который мы видели в моленной: «Две дороги - два пути», с доктринальными установками староверов - часовенных о широком и узком пути. Подобная назидательность воспитывает молодое поколение и предостерегает его от соблазнов. С детства их приобщают к труду, поэтому на улицах не встретишь праздно гуляющую молодежь. Безымянка - место особое в истории староверов часовенного согласия (часовенные - это когда служба идет в часовне). Именно сюда они пришли из Колыванской тайги (Томской области) в 30-е годы XX века и основали скиты. Скитов уже нет, но сохранились воспоминания жителей. Для местных - это особо почитаемые места, в которых они выросли, сохраняя свою крепкую веру. Будучи отроками, ходили на болота в скиты: слушали иноков и инокинь о Святом Писании, библейские притчи и наставления. Интересные воспоминания остались о матушке Македонии, известной в их среде книжнице, которая дарила им свои рисунки и Цветники и иноке Карпе, иконописце, «чинившем» иконы. И все это в советское время, когда подобная деятельность официально была под запретом и подвергалась репрессиям. Не обошло это и Безымянку. В 1947 - 1948 годах прошли аресты среди наставников старообрядческих общин в низовьях Енисея. Матушка Македония , свидетельница этих событий, так описывала утрату этих рукописей книг в Урало - Сибирском патерике: «Были написаны чудесные повести, но не сохранились, были взяты безбожными в ящике со святыней и с различными душеполезными рукописями. Восполняя утраченное, книги снова переписывались, так книжные традиции на Енисее, поддерживались весь XX век и продолжаются сегодня. Скриптории в скитах часовенных - уникальное явление, где сохраняются традиции древнерусской рукописной книги, но в обновленной интерпретации. Труды о. Симеона, «Чудеса Пресвятой Богородицы», «О царствии небесном и о вечных муках» напечатаны в типографии с рукописных книг своими стараниями. Их читают в староверческих семьях по всему Енисею...

Безымянка. Дом А. Г. МурачеваЗапомнилось посещение реки Малый Кас. История этих мест, на реке Кас, связана с водным путем, построенными каналами и шлюзами, так называемым Баронским трактом, проложенном через тайгу и болота, от шлюза к шлюзу, на протяжении всего Обь-Енисейского водного пути. Путешественники посетили и Александровский шлюз, строительство которого было начато еще в 1898 году, расположенного на реке Малый Кас. Он был последним сооружением в соединении водного пути перед выходом в реку Енисей. В Александровском шлюзе проживают староверы часовенного согласия и титовцы. Между собой они общаются. Решают хозяйственные вопросы. Но тему веры не затрагивают. У каждого свои наставники и общины. В разговоре с ними нередко сквозила некая жалость к нам - мирским и суетливым. И как хозяева своей земли и дома, уклад их жизни - никуда не спешить, но везде успевать.
Следующий этап посещения - перелет на вертолете из Нового Городка в факторию Сым. Фактория Сым-поселение, в котором русские проживают совместно с коренными народами - эвенками и кетами. Русское население, преимущественно староверы часовенного согласия, но есть и несколько семей титовцев. Значительная удаленность от «Большой земли» создает ощущение затерянного мира, где улицы - это заимки в 100 - 200 километров от фактории, а дорога одна - река с моторной лодкой. Староверческие поселения на реках Енисей, Кас и Сым тесно переплетаются своими историями, связанными с миграциями в советское время, когда старались подальше уйти в тайгу, чтобы жить с верой. В эти годы они сохранили и развили традиции старообрядческой книжной культуры и иконописания, крюкового пения и костюма. Именно в этом путешествии увиделась староверческая община как традиционная форма существования в естественной среде, в которой живут естественным хозяйством»
Более подробно о жизни староверов, проживающих на наших территориях и в других местах России, вы можете прочитать, ознакомившись с другими номерами альманаха «Енисейский родослов» и отдельными книгами в читальном зале библиотеки города Енисейска.

По информации пресс-центра МБУК «ЦБС»

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

20-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru