Сайт города Енисейска

27 октября 2021

Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! 160 лет назад, в 1861 году, в городе Енисейск образована первая в Енисейской губернии частная пароходная компания!

А. С. Попов, первый капитан парохода «Енисей»Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! 160 лет назад, в 1861 году, в городе Енисейск образована первая в Енисейской губернии частная пароходная компания!
Главным ее учредителем стал потомственный и степенный гражданин А. С.Баландин.
Енисейск, ставший в далеком прошлом центром освоения Сибири, был первым и в развитии пароходства на Енисее. Еще в 1648 году казак Семен Дежнев, одно время служивший в Енисейске, совершил историческое плавание из Ледовитого океана в Тихий, доказав тем самым существование пролива между Азией и Америкой. В июне 1725 года в Енисейск по Маковскому волоку прибыла русская экспедиция под командованием Витуса Беринга, отправлявшаяся на Дальний Восток. Для экспедиции городом были оснащены четыре дощаника, и выделено 30 плотников и кузнецов. Расположенный возле важных водных дорог, благодаря положению между реками Кемь и Ангара, представлявшими удобный путь через Обь и Енисей из европейской части России на восток Сибири и в Китай, Енисейск приобретает значение как центр судоходства и торговли.

Выступление Фритьофа Нансена в Енисейской мужской гимназииВ 1861 году в Енисейске была образована частная пароходная компания пароходства и торговли купцов А.Баландина, братьев Кытмановых, Грязновых, и Калашниковых. Во главе стоял купец Кытманов. В 1862 году в Енисейске был заложен первый деревянный пароход. Все металлические части и машина для него были выписаны с завода Гуллета в Перми. Корпус парохода и две баржи построил бывший крепостной княгини Трубецкой механик-самоучка Худяков по собственным чертежам. Это был небольшой пароходик с машиной в 60 лошадиных сил. Его назвали «Енисей». Капитаном первого парохода стал Андрей Степанович Попов. В 1863 году пароход был спущен на воду и совершил первое плавание от Енисейска до села Усть-Кемь. Расстояние в 12 километров «Енисей» прошел вниз за 39 минут, вверх - за 1 час 40 минут! Так было открыто паровое судоходство на Енисее! В том же году появился теплоход «Опыт»; в начале 1870-х - «Николай» и «Александр». Они были совсем маленькими - с 25-сильными двигателями. Пароходы плавали между Енисейском и низовьем Енисея. В конце мая 1863 года «Енисей» с двумя баржами на буксире отошел от Енисейска в свое первое дальнее плаванье в низовье реки. Он прошел две тысячи верст, сделав 15 остановок. Население зимовий и стойбищ, расположенных по реке, получило хлеб, соль, предметы обихода и другие товары. Много было грузов для организации рыбного промысла. В Енисейск вернулись 16 июля, приняв по ходу в устьях Курейки и Нижней Тунгуски груз графита и рыбы. Енисейцы устроили торжественную встречу каравана, в городе было гуляние до самого вечера. У первого парохода сложилась большая трудовая судьба. Всего «Енисей» проработал на реке 45 навигаций, показав свою надежность.

Енисейск. Пароход «Енисей», первый пароход на Енисее  построенный в 1863 году в Енисейске. В 1879 году паровая машина была перенесена в новый корпус и пароход прослужил до 1907 года.Основанное енисейскими купцами, пароходство развивалось вначале медленно - в 1875 году на реке работало всего пять пароходов. Ходили вниз. Движению вверх мешали стремительные Казачинские пороги. Покорились пороги в 1883 году более мощным пароходам компании красноярского купца Гадалова.
Енисейск в тот период являлся главным отправным либо конечным пунктом дальних плаваний. Его не миновали ни землепроходцы, ни участники разных экспедиций. Енисейск был связан с портами европейских государств - Англии, Норвегии, Швеции. Исследователи северных морей останавливались в Енисейске. Много именитых гостей побывало в городе. В 1897 году адмирал Макаров по просьбе Енисейского музея сделал доклад о результатах обследования Северного морского пути. В сентябре 1913 года норвежский ученый и путешественник Фритьоф Нансен, совершивший плавание вдоль берегов Северного Ледовитого океана, выступил в Енисейской мужской гимназии с докладом по итогам своего путешествия по Северному пути. Проживал в Енисейске Никифор Бегичев, всю жизнь посвятивший Северу и не представлявший ее без морей и кораблей.

Енисейск. Река Мельничная. 1905 – 1906 г.г.В конце марта 1905 года правительством было утверждено решение о создании Енисейской речной флотилии. Образовали комиссию, в которую вошли люди, уже известные в то время как знатоки Севера, отличные мореплаватели. Суда для экспедиции были закуплены за границей, строить свои не было времени. Буксирным пароходам были присвоены наименования «Енисейск», «Минусинск», «Красноярск» и «Туруханск». Им предстояло проследовать 2860 миль морем, а затем нести службу на реке. Путь каравана был непростым. Благополучно дойдя до устья Енисея, экспедиция столкнулась с трудностями прохода вверх по реке. На реке не было освещаемых знаков ограждения, суда могли двигаться только днем. В октябре дошли только до Енисейска. Приказом Министерства путей сообщения от 16 октября 1905 года в городе Енисейске была образована Енисейская речная флотилия. Телеграфным распоряжением министр путей сообщения назначил заведующим флотилией капитана 2 ранга в отставке Петра Александровича Синицина. Управление флотилии разместилось в доме Кытманова на набережной, его в то время называли «Адмиралтейство МПС». Сразу же приступили к разработке устья речки Мельничной, чтобы, углубив ее зимой, весной 1906 года было возможным завести в нее и отстаивать до весеннего ледохода суда. Суда флотилии, особенно командный состав, были укомплектованы работниками балтийских портов, местные жители пополнили рядовой состав. В апреле 1907 года управление флотилии было переведено в Красноярск, образовано Срочное казенное пароходство на реке Енисее. Так началась история Енисейского речного пароходства.
Благодаря реке и развитому судоходству в советский период в городе и районе развивались предприятия, дававшие людям работу.
В 1938 году в Енисейске был образован технический участок Енисейского бассейнового управления пути. На реке устанавливался судоходный порядок. Здесь тоже своя давняя история. Еще в 1919 году начал существование Енисейский гидроотдел, образованный как отряд Обь-Енисейской гидрографической экспедиции. А располагались эти организации все годы в здании купца Коновалова на главной улице, где еще в 1886-1899 годах находилась контора инженера Чернецова, занимавшегося работами по улучшению судоходства по Ангаре. В 1930-е годы создаются Подтесовский затон, затем судоремонтный завод. В селе Стрелка, находящемся в устье Ангары, начинаются работы по сплаву леса, образуется одно из крупнейших предприятий в Сибири по лесосплаву. В годы Великой Отечественной войны на базе Енисейского лесозавода была образована судостроительная верфь, выпускавшая продукцию для нужд фронта и реорганизованная позже в Нижне-Енисейскую сплавную контору. Енисейский технический участок водных путей, Подтесовский судоремонтный завод и Стрелковская СПК существуют и в настоящее время.
Источники: Ф.Р-190.Оп.1.Д.25; Библиотечный фонд. Енисейск - отец сибирских городов:
фотоальбом.- Красноярск: Сибирские промыслы, 2017.
Л. П. Соломенцева

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

23-5-2022
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Погода

www.rp5.ru