Сайт города Енисейска

22 ноября 2021

Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! 22 ноября 1941 года, ровно 80 лет назад начала действовать «Дорога жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны!

Фрагмент мемориального комплекса «Цветок жизни»Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! 22 ноября 1941 года, ровно 80 лет назад начала действовать «Дорога жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны!
8 сентября 1941 года с захватом фашистскими войсками Шлиссельбурга началась блокада Ленинграда - одна из жутких, но в то же время одна из наиболее героических страниц в истории Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Битва за Ленинград, взятию которого Гитлер придавал большое значение, как с военной, так и с политической точки зрения, стала одним из кровопролитных сражений Второй мировой войны. Начиналась она тяжелейшими оборонительными боями Красной Армии на дальних подступах к городу, с огромными потерями, а закончилась полным разгромом Группы Армий «Север».
Противостояние на стабилизированной невероятными усилиями линии фронта под Ленинградом это только одна из страниц его героической обороны. Битва имела ещё одну сторону - необходимость не только удержать территорию, а также город - как промышленный и культурный центр, но и сохранить его жителей, оказавшихся в ловушке голода, холода и непрерывных артобстрелов и бомбёжек. Каждый день на грани жизни и смерти, среди умирающих во сне и замертво падающих от истощения на улицах родных, близких, знакомых, жители Ленинграда продолжали бороться, стоя на заводах у станков, выпуская боеприпасы для фронта и восстанавливая боевую технику. Места ушедших на фронт мужчин заняли женщины, подростки и дети.
Когда 8 сентября кольцо вражеских войск замкнулось вокруг Ленинграда, единственной транспортной артерией, связывавшей город со страной стали воды Ладожского озера. В первые дни блокады оказались разбомбленными городские продовольственные склады. Перед жителями города сразу встала угроза голода.
Эвакуация промышленных предприятий и персонала началась ещё в июле 1941 года, а эвакуация жителей - только в августе. 30 августа немецкие войска перерезали последнее железнодорожное сообщение города со страной. С этого момента доставлять в город продовольствие и боеприпасы можно было только по воздуху и водным путём по Ладожскому озеру.
Возможности налаженного авиамоста были невелики, и стало очевидным, что необходимо разработать систему снабжения города и эвакуацию из него жителей по Ладоге. В срочном порядке на побережье Ладожского озера со стороны города были построены три причала в бухтах Осиновец, Гольцмана и Морье, способные принимать баржи и катера, а также автомобильные дороги и узкоколейные железные дороги, соединявшие бухты с основными транспортными магистралями.
С началом блокады в её кольце по приблизительным подсчётам оказалось 2,5 миллиона жителей города и около 340 тысяч жителей пригородов. Проблема с продовольственным снабжением ощущалась с каждым месяцем всё острее, число голодных смертей в городе стало стремительно расти, но разрешить ситуацию можно было только ограниченно и только по Ладожскому озеру, навигация на котором подходила к концу. Суровая зима, наступившая в 1941 году рано, быстро сковала воды озера льдом.
Смелая идея проложить по льду Ладоги автодорогу казалась единственным выходом из смертельной ловушки. Однако, переходный период, когда лёд уже мешал свободной навигации, а его толщина не позволяла выпустить на него автомобили, был очень трудным. Необычно суровая зима, холод способствовали тому, что 22 ноября 1941 года ледовая «Дорога жизни», носившая официальное наименование Военно-автомобильная дорога №101 (№102) начала свою работу. В этот день из Ленинграда за продовольствием выехала автоколонна из 60 грузовиков.
«Дорога жизни» официально функционировала по март 1943 года, тогда, после прорыва блокады, было восстановлено железнодорожное сообщение. «Дорога жизни» это невероятный труд учёных, разработчиков, рабочих, водителей, моряков. За этим коротким словосочетанием стоит беспримерная доблесть и отвага, несокрушимый дух, боль и горечь утрат, радость и гордость за Победу!
Работы по организации Дороги по льду Ладожского озера осуществлялись заранее. Необходимо было учесть много факторов: ледовую обстановку на озере, время ледостава, сроки, за которые толщина льда достигнет необходимого для перемещения автотранспорта уровня. Обязательно надо было позаботиться о том, чтобы в условиях суровой, рано наступившей зимы на всём протяжении ледовой трассы были обустроены пункты обогрева. Особое внимание уделялось и созданию системы ПВО, прикрывающей все направления на «Дороге жизни», так как суда, порты, причалы и проложенная по льду трасса подвергались постоянным налётам вражеской авиации.
Одним из символов Дороги жизни стал автомобиль ГАЗ-АА, более известный как «полуторка». Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. Протяженность участка дороги, проходившего по льду озера, составляла около 32 км.
Только за первый ледовый период работы дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года было эвакуировано из Ленинграда около 550 тысяч жителей, а в город доставлено свыше 350 тысяч тонн грузов. С началом навигации перевозки продолжились по воде. Всего за время работы «Дороги жизни» по ней было эвакуировано из Ленинграда свыше 1 370 000 жителей, перевезено более 1 600 000 тонн грузов. После освобождения Шлиссельбурга было восстановлено железнодорожное сообщение города со страной, и основной грузопоток пошёл по железной дороге.
На протяжении всего пути «Дороги жизни» в послевоенные годы были установлены памятники, монументы и памятные столбы. Наиболее известными из них являются мемориальные комплексы «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Разорванное кольцо». Есть среди монументов памятники, посвящённые морякам, железнодорожникам, работавшим и сражавшимся на «Дороге жизни», а также технике: машинам ГАЗ-АА и ЗиС-5. Все эти мемориальные сооружения входят в комплекс «Зелёный пояс Славы».
Т. А. Ушена

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

16-5-2022
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Погода

www.rp5.ru