
Уважаемые жители Енисейска! 110 лет назад, 29 декабря 1911 года, в столице нашей Родины, городе Москва, появился маршрут легендарной «Аннушки» - трамвая «А»!
Первые трамваи появились в Москве в 1899 году. Первый маршрут «электрической городской железной дороги» проходил от Бутырской заставы (ныне Савеловский вокзал) по Нижней и Верхней Масловке.
Вскоре в городе появились знаменитые «буквенные» маршруты. 29 декабря 1911 года был пущен трамвай «А», который москвичи любовно называли «Аннушкой». Он курсировал по Бульварному кольцу и Москворецкой набережной. А потом и трамвай «Б» - «Букашка», ездивший на всём протяжении Садового кольца.

К 1915 году в городе насчитывалось уже 34 трамвайных маршрута, протяженность линий возросла до 311 километров. Была еще и «Верочка» - маршрут В, которая связывала по кольцу Таганку с районом Автозаводской. В Сокольниках ходил маршрут «СК» - Сокольническое кольцо.
Надо сказать, что в ту пору трамвай был единственным видом общественного городского транспорта. Трамвайные пути пролегли по всем центральным улицам Москвы, проходили по Красной площади, а на окраинах уходили за город, в дачные поселки - Сокольники, Богородское, Воробьевы горы. В городе было семь депо и вагоноремонтный завод (СВАРЗ).
Сначала вагоны трамваев были импортными. Привозили их из Бельгии, Англии или Германии. В 1909 году появились первые отечественные вагоны Ф - так называемые «фонарные», которые производил Коломенский завод. Свое название они получили из-за «светового фонаря» - возвышения крыши вдоль середины салона для освещения. Эти вагоны были прочными, надежными и прослужили москвичам до 1960 года.
В Красноярске сегодня действует одно трамвайное депо, трамвайные линии сократились до 28,5 километров, действуют только четыре маршрута.
Система трамвайного движения в Красноярске была открыта 29 апреля 1958 года. До 2013 года количество трамвайных путей только сокращалось, но в 2013 году был разработан план по развитию трамвайного движения по всему городу. 6 сентября 2021 года МП "Гортранс" Красноярска объявила закупку 19 новых трамваев. Это крупнейшее обновление подвижного состава со времен СССР.
Впрочем, сегодня мы вспоминаем о том, что 110 лет назад в Москве, появился маршрут легендарной «Аннушки» - трамвая «А». Сегодня мы можем увидеть экскурсионный трамвай, движущийся по первоначальному маршруту «Аннущки».
Т. А. Ушенина
Фото из открытого доступа сети Интернет