Сайт города Енисейска

3 июня 2022

Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! В этом году исполняется 140 лет со дня экспедиции, посвященной исследованию возможности строительства конно-железной дороги между Енисейском и Ачинском!

Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! В этом году исполняется 140 лет со дня экспедиции, посвященной исследованию возможности строительства конно-железной дороги между Енисейском и Ачинском!
Инициатором идеи прокладки нового пути выступил енисейский купец II гильдии Василий Михайлович Харченко. Владелец винокуренного завода и золотопромышленник, он также был избран городским головой (1899-1902 годы). За добросовестное исполнение службы на различных общественных должностях и меценатскую деятельность он был удостоен звания потомственного почетного гражданина. Харченко считали одним из «отцов» города - он стремился смотреть в будущее и в то же время добился значительных результатов для города здесь и сейчас.

В 1882 году Василий Михайлович внес в городскую думу Енисейска предложение о строительстве конно-железной дороги, в том же году организовал экспедицию. Согласно плану, дорога должна была быть не только комфортной, но еще и дешевой, и быстрой. Часть пути должна была пройти по Старо-Ачинскому тракту, выходя к реке Чулым ниже пристани деревни Мелецк. Это связало бы Енисейск с Ачинском для массовой перевозки грузов, доставляемых Северным морским путем.
Купечество поддерживало проект Василия Михайловича, так как считало строительство Обь-Енисейского канала невыгодным для города. Поддерживали Харченко при строительстве конно-железной дороги и такие известные горожане, как А. С. Баландин, С. В. Востротин, М. О. Маркс, Н. В. Скорняков, А. М. Бородкин и другие. Поддержку выразил купец Иван Дмитриевич Черемных, отправив телеграмму в городскую думу из Санкт-Петербурга. Однако вопрос о строительстве все равно оставался нерешенным.
Экспедиция была организована с участием научного деятеля и преподавателя Максимилиана Осиповича Маркса. Будучи политическим ссыльным польского происхождения, он прожил в Енисейске 24 года. Состоял членом Императорского Русского географического общества, заведовал оборудованной им в городе метеостанцией. Маркс в экспедиции сделал съемку пути и начертил его карту, он отмечал, что верховья реки Чулым густо населены, земледелие развито, а это позволило бы оживить торговлю хлебом на дороге.
По итогам экспедиции расчетная длина пути составила 161 версту и 500 саженей, на строительство требовался капитал в сумме более двух миллионов рублей. Преимущества конно-железной дороги перед Обь-Енисейским каналом заключалось в доступности его строительства, ведь на постройку второго ушло бы около 10 миллионов рублей. Дорогу, которую планировали использовать для постройки, могли использоваться круглогодично.
Однако планам Василия Михайловича так и не суждено было сбыться, голосование губернского Совета единогласно проголосовало за строительство дороги Ачинск - Минусинск.
По материалам пресс-службы енисейского музея-заповедника

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

20-8-2022
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Погода

www.rp5.ru