Сайт города Енисейска

4 июля 2022

Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! 4 июля 1957 года, ровно 65 лет назад, состоялся первый полет пассажирского самолета «Ил-18»!

Аэропорт Красноярск.Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! 4 июля 1957 года, ровно 65 лет назад, состоялся первый полет пассажирского самолета «Ил-18»!
Самолет Ил-18 - четырехмоторный турбовинтовой лайнер для авиалиний средней протяженности, созданный под непосредственным руководством С. В. Ильюшина. Это самолет стал самым массовым в своем классе первого поколения пассажирских лайнеров с газотурбинными двигателями, воплотив в себе все основные черты современного пассажирского самолета, и к тому же самым рентабельным.
История Ил-18 началась в середине 1950-х годов, когда стало ясно, что самолеты с поршневыми двигателями уже не удовлетворяют бурному росту авиаперевозок, и требуются более вместительные и скоростные самолеты. К тому же появились и технические предпосылки для создания таковых - были созданы и освоены принципиально новые газотурбинные двигатели (ГТД). Первым советским пассажирским самолетом с ГТД стал Ту-104 в 1956 году, но он был переделан из бомбардировщика Ту-16, и его экономичность была на низком уровне, что не удовлетворяло требованиям «Аэрофлота». Ильюшин же отстаивал идею создания нового именно специализированного пассажирского самолета, и его разработка началась в ОКБ в 1954 году. А в августе 1956 года эскизный проект пассажирского Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями был утвержден конструктором, и вскоре началась его постройка.
Первый полет опытного самолета Ил-18, который был рассчитан на 75 мест или 12 тонн коммерческого груза, состоялся 4 июля 1957 года - с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе на летную базу в город Жуковский. Другой турбовинтовой пассажирский «первенец», Ту-114, совершил свой первый полет на полгода позже.
На создание Ил-18 Ильюшину и его группе конструкторов в 1960 году была присуждена Ленинская премия, а самолет, после успешных испытаний, был запущен в серийное производство. Началом его эксплуатации принято считать 20 апреля 1959 года, когда состоялись два первых пассажирских рейса Ил-18 по маршруту Москва - Адлер и Москва - Алма-Ата.
Ил-18 стал основным массовым и экономичным самолетом «Аэрофлота», а совершенная для того времени аэродинамическая компоновка этого самолета обеспечила ему высокие летно-технические характеристики. Среди обывателей он прослыл «самым надежным самолетом» и летал на всех, включая международные, воздушных трассах СССР, а еще эксплуатировался во многих авиакомпаниях других государств.
С годами в ОКБ создавались и другие модификации Ил-18, отличавшиеся повышенным уровнем комфорта и использованием более совершенного пилотажно-навигационного оборудования. Кроме пассажирских Ил-18, были разработаны и пущены в производство служебные, грузовые, патрульные самолеты, а также варианты для Советской Армии. Один из самолетов - Ил-18В - был переоборудован для полетов в Антарктиду.
Всего за годы серийного производства (1959-1978) было построено 719 самолетов, в том числе 564 пассажирских, остальные - специализированные. На Ил-18 установлено 20 мировых рекордов дальности полета и высоты с различной полезной нагрузкой. Этот самолет положил начало широкому развитию международных авиалиний «Аэрофлота» и массовому авиаэкспорту. Ведь по своей экономичности, уровню комфорта и безопасности самолеты Ил-18 неизменно вызывали интерес на мировом рынке и пользовались широким спросом (для 17 иностранных компаний было построено свыше 100 таких самолетов).
До середины 1970-х годов Ил-18 оставался основным дальне- и среднемагистральным лайнером в СССР, а затем его «сменили» Ил-62 и Ту-154. Массовое списание остававшихся в эксплуатации машин началось в начале 1980-х, но в основном - пассажирских, для отдельных задач самолет использовался еще долго, в частности, в спасательных операциях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Спитаке. Коммерческая эксплуатация Ил-18 в России фактически прекратилась только в 2002 году, когда распоряжением Минтранса перевозки пассажиров на Ил-18 в гражданской авиации РФ были запрещены. По данным на 2019 год, в России Ил-18 эксплуатируется только ВВС РФ и в спецназначении. По состоянию на 2020 год единственной в мире пассажирской авиакомпанией, эксплуатирующей этот самолет, является северокорейская Air Koryo.
В Красноярском крае ИЛ-18 тоже оставил славный след в истории авиации. В 1960-70-е года - флот красноярского авиаотряда быстро пополнялся новой техникой - лайнерами Ил-18, Ан-24, Як-40, грузовыми Ан-12.
Через аэропорт Красноярск на самолётах Ил-18 выполнялось большое количество транзитных и прямых рейсов из европейской части СССР (Москва, Ленинград, Куйбышев, Сочи, Симферополь, Киев, Краснодар, Минеральные Воды) в восточные регионы страны (Иркутск, Якутск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Владивосток): географическое положение и возможности Ил-18 сделали аэропорт Красноярска основным эстафетным аэропортом для рейсов из Европы на Восток. Одновременно на перроне находились десятки Ил-18. Только в Москву выполнялось двадцать четыре рейса в сутки.
До середины 1970-х годов основными типами самолётов, выполнявших регулярные рейсы из красноярского аэропорта, были Ил-14 и Ан-24 по местным воздушным линиям, Ил-18 - по союзным.
Из Енисейска регулярно совершал рейсы Ил-18 в Москву, это был рейс Енисейск - Свердловск (сегодня Екатеринбург) - Москва, два раза в неделю. Впрочем, для ИЛ-18 наш аэропорт был запасным аэродромом.
Между прочим, в нескольких российских городах Ил-18 установлены памятники, его можно увидеть во многих кинофильмах 1960-1970-х годов.
Т. А. Ушенина
Фото из открытого доступа сети Интернет

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

19-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru