Сайт города Енисейска

17 декабря 2022

Уважаемые жители Енисейска! Мода во все времена была изменчива. Но каждому хочется быть современным и интересным. А насколько этому устойчивому изменению были подвержены енисейцы?

Успенская улица с видом на Общественное собрание.Уважаемые жители Енисейска! Мода во все времена была изменчива. Но каждому хочется быть современным и интересным. А насколько этому устойчивому изменению были подвержены енисейцы?
Предлагаем вам заметку от енисейского музея-заповедника «Фонограф в Енисейске».
Для начала - небольшое отступление. В декабре 1877 года Томас Эдисон представил широкой публике изобретённый им фонограф. Это был первый прибор для записи и воспроизведения звука. Патент на фонограф был выдан 19 февраля 1878 года.
Енисейцы смогли воспользоваться этим изобретением лишь в 1892 году. «В тот год, - как записал А. И. Кытманов, - Гордовский со своей капеллой демонстрировал впервые в Енисейске фонограф Эдисона».
Имеются сведения об одном выпускнике Петербургской Придворной певческой капеллы с фамилией Гордовский.
Петр Николаевич Гордовский окончил Киевскую духовную семинарию, где впервые нашел применение своим певческим навыкам и организаторским способностям в хоровом деле. В Придворной певческой капелле в Санкт-Петербурге он продолжил оттачивать свои данные.
В то время, когда Эдисон уже вовсю торговал своим изобретением, Петр Николаевич стал регентом митрополичьего хора в Киеве. Именно там он организовал свою мужскую «Малороссийскую капеллу», куда вошли 100 человек. С ней Гордовский объездил, практически, всю Россию.

Общественное собрание. Фотооткрытка. СПб, Шерер и Набгольц, 1903 г.В это концертное турне попал и наш Енисейск. Все ли 100 человек выступали тогда на сцене Общественного собрания или только небольшая часть (что более правдоподобно) - доподлинно выяснить не удалось. Но слушала собравшаяся публика не только классические произведения Н. А. Римского-Корсакова, но и светские пьесы и народные песни, которые Гордовский прекрасно исполнял.
Современники отмечали удивительный профессионализм Петра Николаевича. Он разучивал не отдельные номера, а службу целиком, занимался с певчими чтением с листа, развивал их музыкальные способности, пение чередовал с чтением. Среди любимых певческих приемов Гордовского были динамические контрасты (особенно diminuendo - музыкальный термин, обозначающий постепенное уменьшение силы звука).
Был ли Гордовский, которого упоминал Кытманов, тем Гордовским, который носил имя Петр Николаевич? Возможно. К тому же, его стремление к совершенству вполне могло стать объединяющим компонентом. Будем считать, что это один и тот же человек.
Так или иначе, но хочется быть уверенным, что выступление капеллы Гордовского в совокупности с фонографом произвело неизгладимый эффект на енисейцев. И еще долго впечатления о концерте служили темой для застольных посиделок за чашечкой чая, перемешиваясь с «сибирским разговором».
Информация и фото Енисейского музея-заповедника им. А. И. Кытманова

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

29-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru