Уважаемые жители Енисейска! В XXI веке представить город, даже самый небольшой, без автобусов довольно сложно!
Енисейский краеведческий архитектурный музей-заповедник им. А. И. Кытманова предлагает интересный материал о появлении автобусных маршрутов в Енисейске.
Сегодня жители Енисейска ежедневно используют механизированный общественный городской транспорт для перемещения по городу, но когда-то для енисейцев это было в новинку. До появления автобусов перевозки осуществлялись гужевым транспортом. Предприятие, занимавшееся перевозками, носило название «Автогужтрест». В 1939 году была образована Енисейская контора автотранспорта, и на дорогах города появились первые автобусы. В 1968 году контора была преобразована в автотранспортное предприятие, сокращенно - АТП.
Самый первый автобусный маршрут был организован от «Хлебокомбината» до «Поселка имени Куйбышева» с 7 часов утра до 23 часов вечера. Новый тогда еще вид транспорта вызвал интерес у жителей города и пользовался большим спросом. За первые дни работы автобус перевез около 1 800 пассажиров. Автопарк был совсем небольшим, а в штате состояло всего 18 человек. Городские автобусные пути постоянно расширялись. Все больше городских районов обслуживались автотранспортной конторой. К 1957 году, когда автобусные поездки стали неотъемлемой частью жизни енисейцев, автобусное сообщение по городу проходило уже от поселка Куйбышева до авиапорта, эта остановка называлась «Гора Калашникова». По улицам
курсировали новые комфортабельные автобусы «АТ-6».
Конечно, внутригородскими маршрутами автобусное движение не ограничивалось, и в 1940 году автобусы начинают курсировать между Енисейском и ближайшими населенными пунктами.
Было установлено автобусное сообщение по маршруту Енисейск - Маклаково и Енисейск - Ялань. Тридцатиместные автобусы «ЗИС-16» совершали ежедневно три рейса. Также автобусы курсировали в Енисейске по улицам Ленина и Рабоче-крестьянской. По этим улицам было установлено 6 остановок. За первые четыре дня автобусы перевезли в Енисейске более 2 000 пассажиров.
01 октября 1951 году запустилось автобусное движение, которое связало Енисейск и Красноярск. Предварительная продажа билетов производилась ежедневно с 8 до 11 часов. Автобусы отправлялись в 11 часов дня от здания гаража автотранспортной конторы.
Расширялась не только сеть городских автобусных маршрутов, но и сам автопарк. В 1942 году его пополнили три автомашины ГАЗ. Весной 1956 года началось производство марки ЛАЗ-695 Н Львовского автозавода. С 1957 года автобусы уже запущены в эксплуатацию и использовались Енисейским АТП до начала 2000-х годов.
Интересный факт, - в Енисейске самостоятельно собирались и свои автобусы, которые изготавливали из машин «ЗИС-21»:
«В нынешнем году металлисты ЦРММ начали выпускать для перевозки лесорубов комбината «Красноярсклес», автобусы, изготовленные из старых машин «ЗИС-21», снятых теперь с производства. Моторы автомашин переоборудованы на жидкое топливо, в утепленном фургоне устанавливаются сиденья на 19 человек. Первые 20 таких автобусов уже отправлены лесозаготовителям Туруханского, Кежемского и Богучанского леспромхозов, а также в Тасеевскую сплавную контору. До конца года енисейцы выпустят еще 38 таких автобусов». (Газета «Енисейская правда» № 112 от 24.09.1957 г.).
Сейчас городские автобусные маршруты охватывают разные районы и улицы города: улицу Лесозаводскую, район ДРСУ, улицу Ванеева, микрорайон Куйбышева, села Озерное и Верхнепашино и другие. Недавно у наших жителей появилась возможность отслеживать движение автобусов по специальному приложению «Умный транспорт». Благодаря этому, особенно в зимнее время, пассажир рациональней распоряжается не только своим временем, но и здоровьем.
По материалам енисейского музея-заповедника
Фото из фондов музея