Сайт города Енисейска

9 марта 2023

Уважаемые жители Енисейска! Возвращаясь к истокам праздника 8 марта, предлагаем вашему вниманию материал от енисейского музея-заповедника!

Уважаемые жители Енисейска! Возвращаясь к истокам праздника 8 марта, предлагаем вашему вниманию материал от енисейского музея-заповедника!
Социальное положение женщин в Сибири в конце XIX - начале XX веков.

Женская уездная конференция 1923-1924 гг.Сегодня нет в мире такой сферы деятельности, в которой не принимали бы активного участия женщины. Равноправие в социальных, политических и экономических аспектах принято считать достоянием современности. Истоки этого лежат в конце XIX века. Именно в этот период появляется движение суфражисток, выступавших за равные политические и экономические права. Началом становления женщины, как полноправного гражданина, можно считать 1920-е годы, когда постепенно в западных странах женщины получают право голосовать. В России это случилось в 1917 году с приходом к власти советского правительства. Конституция 1918 года на официальном уровне закрепила юридическое равноправие женщин с мужчинами. До 1917 года женщины не пользовались всей полнотой прав, как мужчины. Изучение «женского вопроса» в России имеет ряд особенностей. В связи с протяженностью нашей страны положение женщин в социуме имело различия в разных регионах.
Касаемо Сибири положение женщин отличалось от общей России. Сибирь всегда была особым регионом страны, отличавшимся от других укладом жизни, менталитетом, социально-правовыми отношениями. Специфика выражалась и во многих чертах бытового уклада.
Мужчина был главой и добытчиком семьи. Все важные вопросы и решения исходили от мужчины. На женских плечах традиционно лежала организация быта и забота о детях.
Но многие источники свидетельствуют, что семейные отношения были более демократичными, «сибирские женщины были менее зависимы» как в личном, так и в экономическом положении. Например, Борис Ермолаевич Андюсев в своей книге «Сибирское краеведение» подчеркивает, что нигде женщина не пользовалась таким высоким положением в «миру», как сибирячка в сообществе «своих» общинников-старожилов.
Это, прежде всего, можно объяснить ценностью женщины как работницы. Высокая ценность работницы и вклад в «достаточность» хозяйства наделяли женщину высоким экономическим статусом. Поэтому статус женщины-работницы тесно переплетался со статусом женщины как личности.
В путевых заметках российского этнографа П. И. Небольсина зафиксировано, что в Сибири не принято обращаться к женщине «баба». Данное слово считалось бранным и в разговорах не использовалось.
Женщины в Сибири сохраняли зависимость от мужчины, но так же они были наделены социальными правами: правом выбора, традициями обычного права, определенной свободой. Сибирячки обладали правом собственности: женщины имели право содержать на подворье личный мелкий скот или птицу для последующей продажи. Сами расходовали деньги, заработанные на поденных работах. Все без исключения женщины в доме имели неприкосновенное личное имущество, деньги на мелкие повседневные расходы. Приданное или имущество, приобретенное женой самостоятельно, считалось ее собственностью.
Часть недвижимости в сибирских городах числилась за женщинами. Например, в Енисейске, дом Иващенко с магазином, ныне ул. Ленина 91, принадлежавший купцу Ивану Яковлевичу Иващенко, примерно с 1877 года, числился за его супругой. Его супруга сдавала помещение англичанам под магазин, который именовался магазином «Нея и Штока».
Женщины могли не только обладать имуществом, но и самостоятельно вести дела. Участие женщин в экономической жизни региона было связано с практикой наследования капиталов.
В среде сибирских купцов имущественная самостоятельность женщины имела еще большее значение. Нередко глава семьи завещал все имущество и управление делами после своей смерти жене. Причем мы говорим не о формальном владении, а о фактическом управлении.
Известно, что в 1845 году купец 1 гильдии Ананий Михайлович Каменер за тысячу рублей серебром продал дом и земельный участок, ранее располагавшийся на месте усадьбы Савельева, ныне ул. Ленина 95, Минодоре Ивановне Скорняковой - жене енисейского купца Виссариона Павловича Скорнякова. Крепостной акт был составлен в Окружном суде.
В некоторых случаях купчихи даже лично вступали в гильдию и торговали от своего имени отдельно от своих мужей. Так, например, Степанида Никоновна Башурова, жена енисейского купца 3-й гильдии Павла Петровича Башурова, после смерти мужа входила в 3-ю гильдию Енисейска и занималась торговлей различными товарами.
Также в Енисейской губернии в период «золотой лихорадки» отмечены случаи участия женщин в развитии золотодобывающей отрасли. Так, например, Павла Станиславовна Сухетская, енисейская купчиха 2-й гильдии, получила дозволительное свидетельство на производство золотого промысла в Западной Сибири, Акмолинской и Семипалатинской областях.
Елизавета Павловна Бардашева, жена красноярского купца 2-й гильдии Петра Осиповича Бардашева, в 1867 году самостоятельно получила свидетельство на разработку золота и руды в Семипалатинской области. Помимо этого, будучи вдовой, числилась во 2-й гильдии, имела собственный солеваренный завод и торговала хлебом.
Супруга купца Ивана Гавриловича Гусева, Мария Александровна, значится как минусинская и красноярская купчиха 1-й гильдии, а также енисейская купчиха 2-й гильдии. Имела свидетельство на золотодобычу в Семипалатинской и Сибирской областях, а также в Восточной Сибири. После смерти мужа управляла сахарным заводом. После его продажи держала склады крупчатой муки, стеклянной посуды и стекла. Вела торговлю стеклом и крупчаткой с собственных заводов в Енисейске и Минусинске.
Экономическая роль женщины в регионе была довольно значительной, чего нельзя сказать о ее политической роли. В сферу чиновничества и органов городского самоуправления женщинам доступа не было. Эта ситуация была характерна для всей страны. В частности, по Городовому положению 1870 года избирательными правами наделялись широкие слои горожан, за исключением женщин.
Таким образом, сибирские женщины в экономическом отношении могли быть вполне самостоятельны, но в политической сфере они не обладали подобной свободой, что в дальнейшем послужило толчком к началу женских движений и борьбы за равные права.
Фото из фондов енисейского музея

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

26-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru