Сайт города Енисейска

3 сентября 2023

Уважаемые жители Енисейска! Скоро художественно-графическое отделение педагогического колледжа Енисейска отметит своё 55-летие!

Уважаемые жители Енисейска! Скоро художественно-графическое отделение педагогического колледжа Енисейска отметит своё 55-летие!Уважаемые жители Енисейска! Скоро художественно-графическое отделение педагогического колледжа Енисейска отметит своё 55-летие!
В 1968 году в городе Енисейске на базе педагогического училища по инициативе его директора Бориса Францевича Крещука был открыт новый и единственный в крае художественно-графический факультет, который готовил учителей черчения и рисования для общеобразовательных школ. Сегодня это факультет с богатой 55-летней историей, оснащенный специализированными кабинетами и с опытным преподавательским составом. А начиналось всё с маленького неприспособленного здания, где занималась группа из 30 студентов. Первыми преподавателями специальных предметов стали тогда Константин Семёнович Голых, выпускник Иркутского художественного училища, проработавший к тому времени более 20 лет в педучилище, и его выпускница Гера Яковлевна Безруких, окончившая художественно-графический факультет Красноярского государственного педагогического института и работавшая в педучилище с 1962 года. «Енисейску здорово повезло», - писали тогда в газете «Енисейская правда».
Сегодня, через 55 лет, это изречение можно только подтвердить.
Для города Енисейска открытие в 1968 году ХГО в педучилище стало не только возможностью обеспечивать профессиональными кадрами школы города и района, но и началом новых событий в культурной жизни, связанных с формированием особенного пласта интеллигенции, а именно енисейских художников. Можно много говорить о ярких и талантливых представителях этой творческой профессии, об отцах-основателях художественного народного объединения «Енисей», об отдельных, пусть и исключительных личностях, оставшихся творить на енисейской земле до открытия этого замечательного отделения. Но всё-таки нельзя не отметить бурный всплеск художественного творчества, произошедшего благодаря влившейся в малочисленное братство свежей крови: педагогов ХГО, специалистов педагогических вузов из Краснодара, Смоленска, Ленинграда (Жданов Ю. В., Горбань Н. А., Мошников В. Я., Федосеева В. Г., Ковтун И. И., Осипенков В. С., Пащук А. К., Архипова А. Ф.), приехавших с разных концов нашей страны, а затем и присоединившихся к ним талантливых и благодарных учеников.
Художественно-графический факультет педагогического училища негласно был местом притяжения всех тех ребят, мечтателей и выдумщиков, которые жаждали творческого самовыражения, иногда даже вопреки жизненным обстоятельствам. Часто ребята, поступающие на курс ХГФ при огромном желании рисовать, как они говорили, не окончили даже художественной школы, обучаясь в деревнях и селах, где художественных школ и специалистов учителей рисования просто не было. Другие же ребята, отличившись на первой ступени в художественной школе, желали продолжить своё успешное обучение, получив при том нужную профессию не уезжая далеко от дома. Кто-то просто приходил на вступительные экзамены не находя у себя каких-либо талантов и не особенно успешно обучаясь в школе, в надежде разобраться в себе и определиться в дальнейшем с неясным будущим.
Атмосфера на факультете в 80-90 годы XX века была близка атмосфере творческой мастерской. Здесь можно было научиться рисовать, писать картины, вырезать по дереву, лепить, оформлять и ещё многое-многое другое, что позволяло расширять свой кругозор, учиться разбираться в течениях и направлениях искусства. С 1978 года, после перевода пединститута в город Лесосибирск, училищу было предоставлено здание № 68 по улице Кирова.
Педучилище, в котором обучались студенты художественно-графического отделения, находилось в прекрасном двухэтажном здании, построенным во второй половине 1890-х годов - в бывшей женской гимназии, служившей немало лет образованию енисейцев. Кроме этого, оно как нельзя лучше подходило для цели художественно-графического факультета - привития эстетического вкуса будущих специалистов.
Бывшая женская гимназия, построенная по проекту знаменитого Санкт-Петербургского академика и профессора архитектуры Императорской Академии художеств, главного архитектора Петергофа Николая Леонтьевича (Людовиковича) Бенуа, впечатляла классическими выверенными формами, высоким сводчатым потолком, украшенным розетками геометрического рисунка, широким коридором, при входе открывающимся арочным проемом, просторным вестибюлем с парадной лестницей. Многие детали интерьера сохранили свою первоначальную идентичность: окна и двери со старинной латунной фурнитурой, элементы старинного печного отопления.
Столярная мастерская и общежитие находились в здании пакгауза купеческой усадьбы Бородкина по ул. Рабоче-крестьянская в доме № 62. На территории старинной усадьбы в добротном купеческом амбаре складировались хозяйственные предметы. Кроме этого, там ждали своего часа огромные рулоны ватмана. Этот плотный качественный материал выдавали студентам на аудиторные постановки на занятиях акварельной живописью и рисунком. Позже, на 3-ем и 4-м курсе, обучаясь масленой живописи, каждый сам готовил на занятие холст или картон, проклеенный и загрунтованный своими руками. Готовые холсты в Енисейске не продавались, как и многие художественные материалы. Кабинеты деревообработки и графики находились неподалёку в кирпичном двухэтажном здании, а напротив, в старинном полукирпичном доме по переулку Партизанский, 11 А, на первом этаже находилась студенческая столовая.
На самом деле, неподготовленному человеку учиться было совсем нелегко, но во всех смыслах интересно.
Одним из символов ХГФ стала «Юморина», которая и по сей день проходит ежегодно, первого апреля. Она собирала не только учащихся учебного заведения - на неё проникали друзья и знакомые, заранее ожидающие получить невероятные впечатления, которые были сопоставимы с гастролями заезжих звезд. Хорошее настроение и заряд оптимизма были обеспечены, не говоря уже об общих воспоминаниях и разговорах до следующего концерта. Ещё с начала обучения первокурсники слышали легенды об уморительных студенческих номерах и различных приключениях в ходе подготовки к самодеятельному концерту.
По окончании худграфа судьбы выпускников складывались по-разному, но однозначно можно сказать, это были совсем другие люди, нежели пришедшие когда-то в педучилище ещё несформировавшимися подростками. Теперь им было многое известно о жизни, у них сложились представления о дружбе, сформировались ценности и появились свои кумиры в лице преподавателей, благо, что все они были совершенно разные, и в тоже время едины в своём желании передать студентам всё самое лучшее, что знали и умели сами. Как ни странно, хорошими учителями из выпускников отделения нередко становились троечники, получить 4-ку, а тем более 5-ку по специальным предметам, особенно на первом курсе, было непросто.
Перед каждым обучающимся ставили высокую планку, достигнуть которую можно было кропотливым ежедневным трудом. Важно было не просто показать основы искусств, необходимо было демонстрировать постоянный рост над собственными результатами, и этот принцип был основным в обучении учащихся, особенно проявляясь на итоговых просмотрах всех написанных и нарисованных работ учителями худграфа. Но сначала нужно бы приспособиться к постоянной конкуренции. После окончания рисунка или этюда все работы выставлялись на мольбертах перед группой. В ходе обсуждения выбирались лучшие, из них самые лучше, а кому-то оставалось довольствоваться последними позициями, и если от работы к работе происходило движение к первой лучшей позиции, ученик наглядно осознавал своё движение к успеху в овладении профессией. Было нелегко тем, от кого в какое-либо время успех отвернулся, но это положение заставляло много думать, анализировать свои результаты, давало бесценный опыт преодоления трудностей, необходимый для успешной в дальнейшем педагогической практики.
Другой важный подход в обучении по спецпредметам - настроенность на повседневную рутинную работу, только она давала развитие глазомера, чувство материала и возможность видеть всё разнообразие оттенков цвета. Достигалось это, в том числе, по принципу через количество к качеству. К каждому занятию по рисунку необходимо было принести 20 набросков - небольших зарисовок, запечатлевших интересную натуру, необычный ракурс или особенности строения объекта, не считая длительной домашней работы. О способностях учащихся особенно не говорили: на первом же занятии первого курса по рисунку Антонина Станиславовна Краева отметила, что талантов среди группы нет, чтобы кто о себе не думал, а способности надо развивать. Это приземляло, но затем заставляло упорно трудиться, не ожидая быстрого результата.
У Виктора Сергеевича Осипенко особенности стиля обучения проявлялись в постоянном пробуждении в каждом учащемся желание получать удовольствие от самого процесса работы, будь то рисунок человека или иллюстрация книги, графический лист. Своими меткими, но позитивными высказываниями он создавал атмосферу уверенности в своём неизменном успехе абсолютно у каждого. Он часто напоминал, что в изобразительном искусстве существует богатый выбор направлений и стилей, просто нужно найти свой, работать, и тогда успех неизбежен. Доброжелательный и тонкий человек, иногда назидательно настойчивый преподаватель рисунка, резьбы по дереву Юрий Владимирович Жданов умел подметить в каждом ученике его внутреннее содержание и дать вовремя дельный совет. Он обладал особенным чувством юмора, которое помогало ему найти контакт с каждым учеником. Валентина Григорьевна Федосеева вовлекала студентов в новую атмосферу. Кроме преподавания черчения, она была прекрасным наставником курируемой группы. Она вела их по жизни, пестовала 4 года, между собой студенты её так и называли - мама Валя. Валентина Григорьевна сочетала в себе профессиональную принципиальность и необыкновенную чуткость.
Каждый из педагогов своей личностью и профессионализмом участвовал в обогащении и развитии многочисленных учеников. Часто осознание ценности людей, встретившихся на жизненном пути, приходит не сразу. В процессе созревания личности, накопления жизненного опыта, выстраивания своей картины мира многое становиться ясным и понятным. Большое видится на расстоянии, как с этим не согласиться. Сегодня, через 55 лет со дня открытия, художественно-графический факультет также востребован и интересен молодёжи города и района, оставаясь верным своим лучшим традициям.
Материал подготовлен енисейским краеведческий
архитектурным музеем - заповедником им. А. И. Кытманова
Фото: Комиссия на защите дипломной работы выпускников худграфа Енисейского педучилища.
Слева - направо: в 1-м ряду Уланов В. А., Жданов Ю. В., Ковтун И. И., Осипенко В. С., Безруких Г. Я. Во 2-м ряду вторая Краева А. С., Шипилова Л. В., Архипова А. Ф.
Фото сделано 10 мая 1983 года фотографом П. Я. Дроздовым.

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

10-10-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Погода

www.rp5.ru