Сайт города Енисейска

2 февраля 2024

Уважаемые жители Енисейска! Сегодня легендарному летчику, герою Советского Союза Валерию Чкалову исполняется 120 лет со дня рождения!

Уважаемые жители Енисейска! Сегодня легендарному летчику, герою Советского Союза Валерию Чкалову исполняется 120 лет со дня рождения!
«Если быть, то быть первым» - говорил Валерий Чкалов.
О Валерии Чкалове написано много книг, газетных статей, сняты кинофильмы, ему посвящены стихи, его именем назван город, названы улицы и проспекты, а в Санкт-Петербурге станция метро. И в нашем Енисейске тоже есть улица, названная именем Валерия Чкалова.
Родился заслуженный летчик в 1904 году в селе Васильево (сегодня это город Чкаловск). В 15-летнем возрасте Валерий влюбился в самолеты. Любовь к небу превратила его в небезызвестного летчика-испытателя, изучившему к 1930 году технику управления 30-ю видами самолетов. Чкалов также активно участвовал в разработке новых истребителей. В 1936 году именно Валерию было поручено совершить рискованный полет до острова в Охотском море. Длительность перелета составила 2-ое суток, а протяженность маршрута более 9000 километров. А в 1937 году экспедиция во главе с Валерием отправилась на самолете АНТ-25 в Америку из Москвы, пробыв в воздухе, таким образом, более 60 часов. В 1938 году Валерий Чкалов погиб при испытании нового самолета И-180. Двигатель машины остановился при выходе на посадку, и самолет зацепился за провода. Летчик получил травму головы, несовместимую с жизнью.

Чкалова называли любимцем Сталина, летчиком первопроходцем, воздушным хулиганом, Каждый полет Чкалова, выходивший из обычных рамок, вызывал у командиров серьезный интерес. Они старались вникнуть в причины нарушения устава. Этот исключительный военный эксперимент не был случайным, он имел свою историю.
Ленинградская истребительная эскадрилья, в которой работал Валерий Павлович, славилась учебно-боевой подготовкой. Ее летчики безукоризненно выполняли сложные фигуры высшего пилотажа. Единственно, что им плохо удавалось, - это правильно рассчитывать скорость и угол планирования при посадке самолета с выключенным мотором на точность.
С таким важным пробелом в боевой подготовке не хотели мириться ни командир, ни летчики. Для тренировки командир приказал поставить на аэродроме легкие ворота из тонких шестов. Взамен верхней перекладины висела полоса марли. Высота этих ворот равнялась десяти, а ширина - двадцати метрам. Планирующий на аэродром самолет должен был пройти в ворота, не задев марли. Чкалову очень нравилось это упражнение. Он проделывал его много раз и всегда с успехом.
Тренировочный полет через ворота навел Чкалова на мысль о чрезвычайной важности искусства точного маневра для будущих военных воздушных боев. Чтобы проверить себя, он и решил пролететь под аркой Троицкого моста. Малейшая ошибка в управлении машиной грозила гибелью.
На этот полет Чкалов решился не сразу. Летая в районе Троицкого моста, он снижался над Невой так, что колеса его самолета почти касались воды. Не раз ходил он по Троицкому мосту и, делая вид, что гуляет, время от времени заглядывал через перила вниз. Опытный, зоркий глаз летчика отмечал и ширину пролета, и высоту над водою. Чкалов улыбался удовлетворенный. «Пролечу!» - уверенно думал он.
День для полета был выбран ясный, безветренный. Река отражала голубое небо и темные контуры моста. В последний раз Валерий проверил свои расчеты: машину надо было провести точно посредине пролета под аркой, не задев ни устоев, ни воды.
Оглушающее эхо от грохота мотора обрушилось на летчика в ту долю секунды, когда он промчался в теснине между устоев моста.

Полет под мостом был совершен среди бела дня, в многолюдном районе большого города, на глазах у сотен зрителей. Естественно, что молва о нем распространилась быстро. Особенно бурно обсуждалось это событие в Ленинградской истребительной эскадрилье. Большинство летчиков восхищалось блистательным авиационным мастерством Чкалова. Но нашлись и такие, что расценили этот полет как бессмысленное трюкачество. Валерий принимал поздравления и одновременно отшучивался от нападок.
- Чего вы от меня хотите? - говорил он. - Французский летчик за большие деньги взялся пролететь под Эйфелевой башней. Полетел и разбился. А я под мост даром слетал.
- Вовсе не даром, Валерий, - дружелюбно-иронически заметил один из летчиков. - Ты еще получишь за этот полет... суток пятнадцать гауптвахты.
Этот полет под мостом показал возможности маневрирования при воздушных боях на малых высотах, впоследствии эта техника вошла в обязательную программу учений. Умение уверенно, точно и энергично пилотировать у самой земли спасло немало наших летчиков в первые, самые тяжелые месяцы Отечественной войны, когда едва ли не все воздушные бои протекали в условиях подавляющего количественного перевеса противника.
Испытания в воздухе требуют от летчика, помимо профессионального мастерства, таких личных качеств, как мужество, выдержка, умение молниеносно принимать решения. Нужно иметь сильный характер.
Вот таким характером обладал летчик - герой, Валерий Чкалов.
Материал подготовлен пресс-центром МБУК «ЦБС» г. Енисейск
Фото из открытого доступа сети Интернет
Видео: «Первый чкаловский перелет». Документальный фильм (1981 г.)
https://ok.ru/video/6686740255163

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

3-5-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Погода

www.rp5.ru