Сайт города Енисейска

13 марта 2024

Уважаемые жители Енисейска! Енисейский музей предлагает интересный материал о попытках льготного привоза иностранных товаров в Сибирь в конце XIX - начале XX века через устье реки Енисей!

Ф. Нансен (седьмой справа), С. В. Востротин (четвертый справа) на встрече с российскими офицерами и таможенниками в устье Енисея во время морского путешествия на борту «Корректа», 2 сентября 1913 г.Уважаемые жители Енисейска! Енисейский музей предлагает интересный материал о попытках льготного привоза иностранных товаров в Сибирь в конце XIX - начале XX века через устье реки Енисей!
На протяжении многих веков перспектива развития Северного морского пути не покидает умы исследователей, экономистов и предпринимателей. Сибирское предпринимательское сообщество активно позиционировалось в сословное время по этому вопросу, предлагая разные инфраструктурные проекты для развития территории.
Енисейский музей предлагает вам узнать о попытках льготного привоза иностранных товаров в Сибирь в конце XIX - начале XX века через устье реки Енисей.
С началом Первой мировой войны развитие Северного морского пути получило новый стимул.
В 1915 году Иркутский Генерал-Губернатор Леонид Михайлович Князев обратился в Министерство торговли и промышленности Российской империи с официальным письмом о необходимости возобновить временно беспошлинный ввоз иностранных товаров в Сибирь через устье р. Енисей в целях развития Северного морского пути. Сама идея и ее практическая реализация были не новыми.
Первые попытки организации беспошлинного ввоза к устьям Енисея относятся к 70-м годам XIX века, когда свободные порты (тогда их называли порто-франко) начали получать юридический статус в портах Тихого океана нашей страны. Явно обозначившийся интерес иностранных купцов к доставке товаров морским путем к устью реки Енисей был непосредственно связан с достижениями исследований Севера, в частности с успехом экспедиции Н. Норденшельда, впервые прошедшего Северным морским путем из Атлантического в Тихий океан. Первые ходатайства о «дозволении беспошлинного привоза» были «удовлетворены» российским правительством в навигацию 1877-1878 годов, когда разрешили беспошлинный ввоз иностранных товаров, за исключением чая, крепких спиртных напитков, пива, эля, портера, сахара и сигар. Однако беспошлинный ввоз иностранных товаров в устье реки Енисей допускался не на основании какого-либо специального закона о свободном порте, а каждый раз по ходатайствам заинтересованных лиц. Сначала такое разрешение давалось на основании высочайших повелений, а затем с разрешения министра финансов.
С 1886 года беспошлинный ввоз товаров в устья сибирских рек стал осуществляться каждый раз на основании особых Положений Комитета министров. При этом министру финансов предоставлялось право самостоятельного решения вопроса о беспошлинном ввозе товаров к устью Енисея, в каждом конкретном случае определяя номенклатуру и количество ввозимой продукции. В 1888 году беспошлинный ввоз товаров в Сибирь через Ледовитый океан впервые был установлен на более продолжительное время. В положении Комитета министров «О беспошлинном привозе иностранных товаров в Сибирь через Ледовитый океан», получившем высочайшее утверждение 21 мая 1888 года, беспошлинный ввоз иностранных товаров к устью реки Енисей разрешался на пять лет (1888-1892 гг.).
Первенство в торговле через устья реки Енисей несомненно принадлежало англичанам - представителям ведущей морской державы. Еще в 1887 году российское правительство на пятилетний срок разрешило беспошлинный ввоз морем к устьям сибирских рек почти всех английских товаров. Однако устойчивых торговых связей европейских государств с российской Сибирью не было. Главными препятствиями были не только слабая изученность фарватера Енисея, затруднявшая плавание больших грузовых пароходов, но и полное отсутствие на сибирском побережье оборудованных транзитных портов, а также хороших речных пароходов и барж для транспортировки грузов вверх по рекам. Несмотря на все усилия и поддержку предприятия со стороны российских властей, англичанам так и не удалось устроить северный завоз с коммерческой выгодой.
За период действия льгот, с 1887 по 1899 годы, английскими фирмами только в устье Енисея было ввезено 393 544 пуда товаров. Некоторые экспедиции заканчивались неудачами. Так, в 1893 году при перегрузке на баржи в устье реки Енисей погиб весь груз рельсов, для строящейся железной дороги, который был доставлен из Думбартона (Шотландия) на трех английских пароходах под общим командованием английского капитана Виггинса. Действительно, с началом строительства сибирской железнодорожной магистрали, российское правительство стало проявлять больший интерес к доставке товаров к устью Енисея Северным морским путем. Для организации такой доставки были проведены подготовительные работы. Еще в 1898 году утвержденным постановлением Комитета сибирской железной дороги на Морское министерство была возложена организация гидрографического исследования морского пути к устью реки Енисей. С 1900 по 1903 годы попытки ввоза товаров из Европы в устье Енисея практически прекратились. Они возобновились только с началом Русско-японской войны в связи с занятостью сибирской железной дороги грузами военного назначения.
Несмотря на серьезные сомнения в успехе этого рискованного предприятия, правительство выделило на создание речной флотилии на Енисее значительную сумму - 3 миллиона рублей. Предполагалось, что обустройство речного движения по Енисею создаст благоприятные условия не только для ввоза иностранных товаров, но и для вывоза за границу из Сибири отечественных - леса, хлеба, рыбы, графита, мрамора, мороженого мяса, спирта и других товаров. 5 мая 1905 года это решение было утверждено императором. Его первый пункт гласил: «Объявить в городе Енисейск порто-франко в отношении грузов, предназначенных для нужд действующих армий и сибирской железной дороги, и в отношении предметов потребления первой необходимости для местного населения».
Несмотря на эти решения, в 1905-1906 годы через устье реки Енисей было ввезено лишь 111,5 тысяч пудов разных товаров и 5,4 тысячи пудов кирпичного чая. Свободный порт для иностранных товаров в Енисейске так и не был введен в действие в полной мере, несмотря на то, что вскоре после окончания Русско-японской войны появились первые проекты его постройки в устье реки Енисей в качестве меры оживления севера Сибири и развития Северного морского пути.
11 июня 1908 года в Государственную Думу за подписями 34 депутатов был внесен проект закона о порто-франко в устьях Оби и Енисея. Направленный, в соответствии с регламентом на заключение заинтересованных ведомств, проект получил отрицательный отзыв Министерства торговли и промышленности. В направленном 14 июля 1908 года в Совет министров заключении министр торговли и промышленности И. П. Шипов привел основные доводы против проекта «34-х». Неудобство Северного пути, его опасность и нестабильность, а также связанные с ним предстоящие большие расходы делали проект бессмысленным с точки зрения государственной выгоды. Тем более, что в течение всего существования беспошлинного ввоза, этими льготами пользовались только иностранные предприниматели, основной целью которых было отнюдь не процветание этой российской территории, а «получение наживы за счет ввоза высоко-пошлинных товаров». Предложенный депутатами-сибиряками проект не давал никаких гарантий, что предусмотренные в нем льготы обеспечат интересы русского торгового мореплавания.
Опыт беспошлинного ввоза товаров через устье реки Енисей не давал оснований и для оптимизма относительно его положительного влияния на экономическое развитие Сибири через стимулирование экспортных отраслей. За 12 лет беспошлинного ввоза через порты в устьях Оби и Енисея было ввезено всего лишь около 563 тысяч пудов иностранных товаров. Законопроект об устройстве свободного порта на реке Енисей был заведомо обречен на неудачу. Возвращаясь в 1915 год, в своей докладной записке в Министерство торговли и промышленности Российской империи, Иркутский Генерал-Губернатор Леонид Михайлович Князев соглашается с неэффективной, практиковавшейся ранее, системой поощрения торговых плаваний к устью Енисея, и в то же время предлагает ее введение в качестве временной и частичной, чтобы стимулировать развитие северного морского транспорта.
В этом же году Совет Министров Российской империи своим постановлением разрешил временно, на срок войны, беспошлинный привоз через устье реки Енисей в Сибирь товаров, согласованных в статьях действующего Общего Таможенного Тарифа в Европейской торговле. В перечень согласованных товаров вошли: удобрения, буковая клепка, карболовая кислота, дубильные вещества, чугун, сталь, олово, железные и стальные изделия котельной работы, а также трубы железные и стальные, железная и стальная проволока, ручные сельскохозяйственные инструменты, ручные инструменты для фабрик, заводов и ремесел, машины и аппараты из чугуна, железа и стали, сельскохозяйственные машины и орудия, сельскохозяйственные локомобили и запасные части к ним.
В марте 1916 года Государственная дума расширила этот список. Но окончательно закон о беспошлинной торговле через устья сибирских рек был утвержден уже после революционных событий, в феврале 1917 года. Фактически правом беспошлинной торговли за годы войны воспользовалась только компания Йонаса Лида. Она организовала рейсы в устье Енисея в 1914-1916 годы. Однако ее товарооборот был небольшим: за 1914-1916 годы ввоз составил 5 931 тонну, в том числе строительные материалы - 2 481 тонну, каменный уголь - 1 088 тонн, машины - 81 единицу. Вывезено было 6 230 тонн грузов, в том числе масла животного - 2 481 тонна, лесоматериалов - 2 130 тонн, льняного волокна - 1 384 тонны. К лету 1917 года Лид намечал очередную экспедицию к Красноярску на норвежском судне с партией американских промышленных товаров. Корабль не смог пройти Карское море и был вынужден вернуться, разгрузив товары в Архангельске.

Лид, Й. «Сибирь – странная ностальгия: автобиография» /Йонас Лид/В дальнейшем Временное правительство взяло курс на либерализацию условий для деятельности иностранного капитала внутри страны, и в частности в Сибири. Однако в результате этого в десятки раз вырос ввоз в Сибирь импортных товаров, а не самого иностранного капитала, что не оправдало надежд сибирских предпринимателей, которые были заинтересованы в развитии собственного края и его производственной базы.
По материалам енисейского музея
В библиотеке города Енисейска есть прекрасная книга, где популярным языком рассказано о Йонасе Лиде и его путешествиях.

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

9-5-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Погода

www.rp5.ru