Уважаемые жители Енисейска! Сегодня Громница - единственный день зимой, когда может приключиться гроза - можно услышать гром и увидеть молнии.
По этой причине, например сербы, зовут этот праздник «Свjетло». День посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) - богине молнии и кормления детей. Громница в разгар зимы напоминает нам о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света - как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу за то, что она дает им надежду на скорейшую весну.
«Ой, Додола-Додолюшка,
Перуница светлая!
Муж твой в походе,
Правь воеводит;
Дива в лесах,
Крышень - в небесах.
Сойди к славянам
Молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба -
Сойди к нам с неба!
У нас вдоволь соли -
Не лиши нас доли!
Сойди громливо,
Сойди счастливо,
Сойди красиво -
Честным людям на диво!
Додола славна,
На надежду дана!»
Этот праздник стоит, практически, между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. К этому времени день достаточно долог и Солнце, приближаясь к небесному экватору, набирает такую силу, что жаром своим уже слегка подтапливает снег. И края крыш обрастают новыми сосульками. Жар этот ни что иное как небесный огонь, управитель которого Бог Перун. И день этот - праздник пробуждения огня. Пробуждением своим он возвещает о приближении лета. Потому среди народа эту дату называют днем встречи зимы и лета.
Живой огонь опускается из Сварги на землю, падает на белые снега и люди, как было в старину, выходили босонож на этот снег. Тем укрепляли себя, свои дух и тело, приняв частицу небесной силы. Так же в этот день освещались свечи. Они наполнялись силой Перунова огня, который, известное дело, страшен всякой нечисти. И теми свечами пользовались до следующих громниц. Знаменательна и погода на сретенье. Будет пасмурно, со снегопадами - будет зима еще долго царствовать, а весна холодной выдастся. А если ясен громничный день, то и у зимы век короток будет и весна ранняя да теплая нагрянет.
Название Громниц взято от католиков. По преемству от униатов, в этот день в указанных выше уездах в церквях освящаются свечи, зажигаемые летом во время сильных гроз - грома и молнии, чтобы никого не убило и ничего не зажгло. Этою же свечою подкуривают больных, в некоторых местах дают в руки умирающим, вместо свеч страстных, так как огонь этих свеч отгоняет от души зло. Ее же зажигают, когда первый раз выгоняют скот в поле (23 апреля), когда начинают пахать поле, и подвешивают к воротам коровьего хлева в ночь на Ивана Купалу, чтобы ведьмы не проникли в хлев отбирать молоко у коров. Досужие хозяйки на другое утро находят на свече следы зубов. Это ее покусала ведьма с досады, что не могла проникнуть в хлев. Употребляют ее и при начале посева.
В чём суть сил, что творят громничный праздник? Суть Перуновой силы в движении мирозданья. Проявление этой силы разнообразно. Самое яркое из которых это небесный огонь. Перун - исток движущих сил, а движущая сила имеет свое направление. Это направление - путь Прави. Двигаясь по жизни тем же вектором (которые выражены для человека жизнью по правде и высокой нравственности), соответственно, обретаешь эту силу. Двигаясь против - «получаешь в лоб». Такой вектор либо разворачивает в верном направлении, либо уничтожает. Отсюда и боязнь нечистью Перунова огня и его силы. Нечисть идет путем кривды, т. е. против правды и силы Перуна. Так все природные праздники являются циклическим движением - проявлением вселенской, космической силы Перуна. Для людей, жителей северного полушария Земли, эта сила в явном виде пробуждается на громницы. Под Солнечными лучами начинают за день подтаивать снега. И хоть тепла человек не ощущает, он видит, что в природе идет движение к лету. Эти перемены и есть проявление силы Перуна.
Не лишним будет упомянуть и Семаргла огнебожича. Его сила родственна Перуновой. Она ее продолжение. Чаще всего она ассоциируется с земным огнем, который согревает дома по ночам и в холодные сезоны. Эта сила приносящая людям пользу. В некоторых источниках Семаргл представлен в образе крылатого пса. Ему соответствует созвездие, которое сейчас называется Большим Псом (раньше у славян оно называлось Крылатый Пес). Сам образ пса указывает на качества помощника человека, его крылатость намекает на связь со Сваргой и его божественное начало. Грубо говоря, это «приручённый» Перунов огонь. Это так же связывает Семаргла с громницами, с громничными свечами. Так же как и во всей природе происходит перемена, в огне Семаргла пробуждается сила его первоистока. Обрядуя на громницы не лишним будет пройтись босиком по снегу, вбирая в себя отблески небесного огня. Очиститься священным пламенем и вспомнить добрым словом Перуна.
По погоде на Громницу предсказывали погоду. Какова погода в этот день - таков и весь февраль. Ясный, солнечный день приводил раннюю весну. На Громницу капель - в весну раннюю верь, если метель разгуляется - долго будет погода метельная, до конца месяца. Сегодня в Енисейске, на радость всем, стоит прекрасный зимний день, температура не опускалась ниже 15 градусов, нет ветра, яркое Солнышко, тихо падает и сверкает, ослепляя своей чистотой снежок. Будем ждать раннюю весну, на радость огородникам нашим и садоводам!
Т. А. Ушенина по материалам сайта http://slavyanskaya-kultura.ru/
Картинка из открытого доступа сети Интернет