Сайт города Енисейска

21 марта 2016

Уважаемые жители Енисейска и гости нашего сайта! В День кукольника предлагаем вашему вниманию статью Натальи Мерзляковой «Кукольных дел мастер».

Уважаемые жители Енисейска и гости нашего сайта! В День кукольника предлагаем вашему вниманию статью Натальи Мерзляковой «Кукольных дел мастер».
Статья была опубликована в газете «Енисейская правда» за номером 51 от 25 октября 2012 года, знакомит нас она с творчеством Евгения Васильева.
КУКОЛЬНЫХ ДЕЛ МАСТЕР
В повседневной суете мы часто не замечаем бега времени. И порой только повзрослевшие дети да круглые даты напоминают нам, что время идёт, бежит, летит. И вот уже друзья детства и юности становятся маститыми и именитыми, седеют, обзаводятся регалиями и званиями. И мы, глядя на них, радуемся их успехам, но почему-то именно в такие минуты сильнее всего ностальгируем по ушедшей юности, где звались мы не по имени-отчеству, а просто по имени, без официозов и субординаций. Недавно двойной юбилей отметил мастер кукольных дел, актёр, режиссёр Евгений Васильев.
55 лет - юбилей личный, а вот 30-летие его творческой биографии - это уже достояние общественное. И это не громкие слова, не дежурное желание угодить имениннику. За 30 лет, которые Васильев прожил в Енисейском народном театре, им создано было столько всего, что с ходу и не посчитаешь. Одно можно сказать наверняка: десятки ролей в спектаклях для детей и взрослых, сотни кукол, фургоны декораций и реквизита - всё это работало, заставляло зрителей смеяться и плакать, задумываться и просто отдыхать. И счёт этим зрителям за три десятка лет, пожалуй, исчисляется не одним десятком тысяч. А ведь были ещё концерты, театрализованные представления, новогодние утренники для детей и шоу-программы для взрослых, да ещё много чего было. Дети, которые в начале 80-х годов увидели в Енисейском народном театре его первые куклы в спектаклях «Аленький цветочек», «По-щучьему велению», уже давно выросли и теперь их дети могут увидеть в театре уже другие спектакли и другие куклы, сделанные руками Евгения Васильева.
Я тоже когда-то играла в Енисейском народном театре. Для меня Евгений Иванович Васильев - просто Женя. И с Женей меня связывает почти 25 лет театральной жизни, самых лучших лет моей жизни. Поэтому я могу говорить о нём не только как об актёре и мастере, отдавшем сцене годы, талант, душу. Я могу говорить о нём, как о человеке и друге, с которым проехала не одну тысячу километров по пыльным сельским дорогам Енисейского района от клуба к клубу, с которым была на фестивалях и театральных конкурсах в Красноярске, Абакане. Я видела его и в работе, и на отдыхе, и в родном театре, и на гастролях.
В день бенефиса Евгения Васильева со сцены была озвучена его официальная театральная биография: «принят на должность», «лауреат», «дипломант», «обладатель губернаторского гранта за сохранение культуры в Енисейском районе»... Конечно, это важно: карьера, достижения, но всего этого человек добивается ежедневным трудом, характером. Поэтому мне в день бенефиса Васильева вспоминалось совсем другое. Например, как он появился в театре. Первая встреча Жени и актёров Енисейского народного театра произошла в аэропорту Северо-Енисейска. После гастролей по Северо-Енисейскому району театр буквально застрял на взлётно-посадочной полосе. Я была тогда школьницей и всех тонкостей просто не знаю, но помню, что провели мы в аэропорту не один час, и перспектив улететь домой не было. Состояние наше было уже близким к панике. Женя Васильев, находившийся в Северо-Енисейске в командировке, пожалел разгуливающих вдоль лётного поля актёров, и только благодаря ему мы смогли вернуться в Енисейск. Это было летом 1982 года, а в сентябре мы открывали новый театральный сезон. Женя пришёл в театр как человек, которому все были рады и благодарны, а остался как творческий, талантливый полноправный член большого театрального коллектива. Вскоре он уже стал заведующим постановочной частью театра. И вот тогда мы увидели его талант во всей красе. Никогда не забуду, как мы делали декорации к кукольному спектаклю «Аленький цветочек». Женя их придумывал, выпиливал, сколачивал, разрисовывал, а мы, подростки, участники детской театральной студии обклеивали ширмы и задники блёстками, листиками, цветочками. Пальцы хронически были чёрными от клея, но процесс творчества захватывал невероятно.
А Женя в это время уже думал, как сделать Бабу-Ягу поинтереснее. И вместо фабричной куклы в спектакль вошла Женина авторская Баба-Яга с горящими глазами и дымящейся ступой.
А потом началось! У Снегурочки на Новый год появилась совершенно потрясающая корона из кисеи на жёстком проволочном каркасе. В спектакле «Двенадцать месяцев» вместе с живыми актёрами на сцене появились куклы. Театральные афиши стали огромными художественными полотнами, которые на холсте рисовал опять-таки Женя. Кстати, одну из таких афиш у нас на гастролях украли. Сняли прямо с Дома культуры и вернули только под угрозой отмены дискотеки. Сказали, что очень понравилась, хотели на память оставить. Очень скоро кукольные спектакли прочно вошли в репертуар Енисейского народного театра. Во многом благодаря именно тому, что у театра появился свой мастер кукольных дел, в Енисейском районе появился второй народный театр - кукольный. С Женей связаны практически все технические новшества и усовершенствования в театре. Дымовая машина, световые эффекты, подвижные декорации - как он всё это придумывал и делал, знает, пожалуй, только он.
Сколько помню Женю, он всё время что-то пилит, строгает, режет, клеит. А ещё копается с аппаратурой - музыкальной, световой, подбирает фонограммы. Когда собираются театралы со стажем, они всегда вспоминают яркие моменты из своей театральной жизни. Репетиции, спектакли, гастроли, совместные поездки на отдых и совместная работа. И Женя в этих воспоминаниях - один из центральных персонажей. Не застывший кумир, к которому можно только с почтением относиться, а свой, родной, с которым и по душам поговорить, и пошутить можно, а можно и поругаться всерьёз. Он не идеальный, он разный. Но для нас, тех, кто вышел из Енисейского народного театра 80-х годов прошлого века, он остаётся другом, несмотря на то, что видимся мы не так часто.
У театра были разные времена. Был крепкий советский период в районном Доме культуры в центре города (сейчас там городской Культурный центр), ютился театр в трёх комнатах в здании, где сейчас находится городская детская библиотека. Старые театралы с неизменной душевной тоской вспоминают годы, когда Енисейский народный театр работал в здании нынешнего Иверского монастыря. Это были золотые годы театра. Мы его сделали своими руками. А Женя там был и прорабом, и строителем, и плотником, и маляром. Пару сезонов театр пережил в районном Центре культуры в Озерной. Теперь у театра есть своё здание. Не самое лучшее, по моему мнению, но есть. Через все мытарства, переезды, потери и приобретения Женя прошёл вместе с театром, сохранив ему верность. Здесь он состоялся как профессионал. В театре он встретил свою судьбу - Аллу Анатольевну, с которой прожил много лет. На театральных подмостках росла их дочь Катя. У него даже зять - бывший актёр Енисейского народного театра. Про Женю можно много говорить, много писать. Хочется верить, что скажут и напишут. А я желаю тебе, Женя, счастья и творческого неуспокоения, чтобы театральный бес не давал тебе почивать на лаврах, заставляя воплощать в жизнь новые интересные затеи на радость зрителям.
Фото Е. Васильева

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

24-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru