Сайт города Енисейска

3 ноября 2016

Уважаемые жители Енисейска! В октябре вся культурная общественность Енисейска отмечала 75-летний юбилей яркого художника Анатолия Ивановича Лебедева, безвременно ушедшего 12 лет назад.

Уважаемые жители Енисейска! В октябре вся культурная общественность Енисейска отмечала 75-летний юбилей яркого художника Анатолия Ивановича Лебедева, безвременно ушедшего 12 лет назад.
..и создал он образ - лик Русской земли.

 

Любовь итог всех мудрствований жизни,
единственный наш выход и спасенье,
Любить людей, свет солнца, ветер быстрый - 
Вот жизни нашей вечное движенье.
Л. М. Лебедева.

 

 

А. И. ЛебедевВ октябре вся культурная общественность г Енисейска, Лесосибирска, Енисейского района отмечала 75-летний юбилей яркого художника, педагога, активного общественного деятеля Анатолия Ивановича Лебедева, безвременно ушедшего 12 лет назад. 
Сегодня в стенах выставочного зала Енисейского краеведческого музея в память о мастере представлены несколько его работ из фондов музея, а также творчество его многочисленной и дружной семьи. Выставка «Птенцы гнезда Лебединого» ждет вас до 7 декабря 2016 года. А пока хочется вспомнить о том, как все начиналось.
Лебедев Анатолий Иванович, родился здесь в Сибири в 1941 году, в Северо-Енисейском районе, в небольшом прииске Новая Еруда в обычной рабочей семье. После войны жилось трудно и бедно. В семье умерло двое детей, а осталось шестеро. До сих пор все очень дружны и общаются.
В 1948 году семья переехала в посёлок Тея, где он и провел свои школьные годы. Здесь в нём и начинается истинный сибиряк - с любви к тайге, к сибирской природе, любви к земному труду. Свой добрый росток в душе дали и уроки рисования школьного учителя Кирилла Ефимовича.
В 1964 году Анатолий Иванович окончил Красноярский педагогический институт художественно-графическом отделение. В годы учебы активно включился в выставочную деятельность. Затем, по распределению приехал в молодой посёлок лесников - Новоенисейск. 
Молодой учитель общеобразовательной школы Анатолий Иванович искал возможность продолжить после института творческую работу. В маленьком поселке очень скоро он познакомился с Лобановым Михаилом Прохоровичем, местным художником, большим любителем охоты, рыбалки и сибирской природы. 
Вмести они ходили в тайгу, писали этюды, и результатом совместного творчества стала первая выставка двух художников в Доме культуры Новоенисейска. В те дни А. И. Лебедев узнает, что в соседнем Енисейске есть группа крепких художников, ведущих активную передвижническую деятельность. Первым, с кем он познакомился, был Константин Семенович Голых, который очень радушно встретил молодого художника, привел его домой, и, как вспоминал Анатолий Иванович, открыл свой сундук. Обилие творческих материалов поразило воображение. Такое количество зарисовок, набросков, этюдов и картин начинающий художник видел впервые. Затем, в Енисейске, он познакомился с художниками - В. И. Макаровым, Н. Ф. Дороговым, позднее - с Р. К. Букулитом, А. И. Пащуком, дружба с которыми, и творческая совместная работа продолжалась долгие годы. Николая Федоровича Дорогова считал своим наставником и другом. Вступил в ряды творческого объединения «Енисей» и стал его активным участником с 1965 года.
Работая в общеобразовательной школе, Анатолий Иванович вложил много сил и энергии на доказательство того, что в Енисейске и Лесосибирске обязательно должна быть детская художественная школа. Долгое время он возглавлял студию, которая со временем переросла в детскую художественную школу. Восемь лет потребовалось на это Анатолию Ивановичу, в 1972 году в Новоенисейске была открыта первая художественная школа в нашем регионе. Естественно, что Анатолий Иванович стал в ней первым директором. Более двадцати лет он посвятил педагогической деятельности. Под его руководством школа стала одной из лучших в Красноярском крае.
Только такой человек, как он, энергичный, страстно влюблённый в живопись, мог повести за собой людей. Его выбрали председателем творческого объединения художников «Енисей», которым он являлся на протяжении многих лет.
Кроме того, Анатолий Иванович вел активную общественную жизнь, был избран депутатом горсовета. В Лесосибирске, благодаря его активному участию и энергии было открыто два выставочных зала. 
В 1982 году художника пригласили в краевой Дом народного творчества. Был старшим научным сотрудником, затем заведующим отделом изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
В Енисейск художник переехал в 1989 году. Последние годы жизни, и работа художника в Енисейске, были самыми плодотворными в его творчестве, как он потом часто говорил.
Здесь им создано много замечательных картин. Некоторые из них написаны совместно с женой Людмилой, которая безвременно ушла из жизни в 1996 году.
Живопись Анатолия Ивановича в разные времена менялась, но авторство и узнаваемость всегда оставались Краски здесь живут не сами по себе, они - материальны, они превращаются в траву, в солнце, тепло лета или в вечернюю прохладу, зеркальную гладь воды. Анатолию Ивановичу чужда манерность, композиция его картин цельна и проста, не давит ни вычурностью, ни нагромождением. В ней нет ничего лишнего.
Свои работы Анатолий Иванович писал не на холсте, а на кедровых досках. Он их сам заготавливал, делал рамки к своим произведениям. Технику написания картин на досках заимствовал из иконописи. Его любимые художники были Левитан и Саврасов.
В 2000 году Анатолий Иванович вступил в Союз художников России. Он был активным участником городских, краевых, всесоюзных выставок самодеятельного творчества.
У художника было много учеников, друзей, и всем Анатолий Иванович старался помочь. Немало и случайных людей, которые мешали ему работать. Были и недоброжелатели и завистники. Он был человеком ранимым, чутко воспринимающим красоту и боль.
Крестился Анатолий Иванович уже в позднем возрасте, будучи пенсионером, и в этом не было следование повальной, в конце 90-х годов, моде, когда все стремительно начали «перекрашиваться». Это был долго готовящийся момент прозрения. Но с тех пор все вокруг сильно переменилось. Пришла бесконечная радость освобождения. Шесть лет художник боролся с собой, решая, что ему ближе - мирская живопись или икона. Занимаясь иконой, он пришел к тому, что тепло и жизнь в картины вселяет дерево. Поэтому он и создавал удивительные пейзажи в енисейском периоде на дереве.
Как говорил Анатолий Иванович: «..крутил его дьявол до прихода в веру предостаточно» и не надо об этом вспоминать, так как художник уверял, что он закрыл дверь в прошлое и жил совершенно иными ценностями.
Писал картины маслом на кедре. Пока подготовит доски к работе, пройдет много времени. Год дерево хранится на улице, затем в сушиле (бане), затем художник склеивал дерево в щит для будущей картины. Уже дома, подготовленные к работе доски, тоже висели месяцами - привыкали к температуре, в которой должны были жить. Необычен и грунт, выполненный художником по технологии древнерусского иконописного левкаса (грунта, наносимого под иконы). С этим рецептом А. И. Лебедев работал лет десять. Переворошил много литературы и избрал свою золотую середину. Такая трудоемкая работа была ему в радость. Как он говорил, Господь даровал ему вдохновение, открыл газа на красоту, и картины писались взахлеб.
А. И. Лебедев был человеком верующим, помогал церкви и православной прогимназии, где учились его дети. Немало своих картин он подарил школам города и района. Анатолий Иванович не знал, сколько точно у него работ, порой не было даже их фотографий и репродукций. Последние лет 18 он их даже не подписывал. И случилось это тогда, когда он начал писать иконы (их нельзя подписывать)
В 1994 году Анатолий Иванович вместе с женой Людмилой обучались иконописи в г. Дубно, получили благословение, там же и написали свои первые иконы.
Много лет он посвятил изучению искусства Древней Руси, творческого опыта Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека, знакомился с иконами Енисейского краеведческого музея, и конечно, в храмах. Ему первому предстояло воссоздать образы святых праведников - старца Даниила и архиепископа Луки. Художник стремился к цельности восприятия иконы и ее обрамления, это побудило его заняться резьбой по дереву.
С того времени и начал Анатолий Иванович работать над восстановлением церквей и храмов. Он изготовил «Царские врата» для церкви д. Мало-Белая, для Церкви Архангела Михаила д. Каргино - «Царские врата» и «Распятие» и другие творения, искусно вырезанные мастером, созданные не просто его руками, а сердцем.
Благочинный заказал икону и «Царские врата» Анатолию Ивановичу для Свято-Николькского храма в Подтесово. Писать икону ему помогала Юля Сергачева, приехавшая на каникулы с учебы их Тобольской иконописной мастерской.
На создание картин у художника порой уходило полтора часа, или один 1-2 месяца, а иногда и несколько лет.
Обстановка в мастерской была очень скромная: иконы, картины на стене и на полу, книги, мольберт, письменный стол и стул.
Его спрашивали, почему он не пишет иконы? Он отвечал, что иконы создаются в затворе, с молитвой, а у него, всегда полный дом людей, поэтому затворника из него не получается.
Итогом всего творчества художника является главная картина его жизни «Енисейск православный». Над ней мастер работал восемь лет. Автор соединил иконопись со светской живописью. В центре - две иконы - «Богоматерь Знамение» и «Спас Нерукотворный». В 17 веке они располагались над вратами Енисейского острога. По кругу расположено 11 православных храмов города, обрамлена картина широкой резной рамой. Картина производит большое впечатление. Она воздействует на нас образом прекрасной русской архитектуры. Работа смелая, дерзновенная в своей идее и в художественном искании. «Мы благодарны художнику за создание образа - лика Русской земли.» (Т. В. Андреева)
Анатолий Иванович стал новатором в изображении местных святых. Иконы «Даниил Ачинский» и «Святитель Лука», созданные под духовным наставлением протоиерея Геннадия Фаста, смело можно считать авторскими и сегодня они находятся в стенах енисейского Успенского собора. Известно, что во время работы над живописным произведением «Енисейск православный» эти местнопочитаемые святые еще не были канонизированы. Анатолий Иванович изобразил на своей работе их образы.
Картина «Енисейск православный» на первый взгляд - это окно с видом на город, окно - с резной рамой, искусно украшенной резьбой в соответствии с традициями старого Енисейска. Но приглядевшись, понимаешь, что резьба то та, да элементы - другие. Символы свечи и огня, бережно вырезанные на кедре, соединяет значения горение православных сердец и воинская защита о вечном горении и тяге к свету и Богу.
И чем дальше вглядываешься в эту работу, начинаешь понимать, что это ИКОНА городу с ее символами, кодами, историей, размышлением и криком боли, работа о безысходности и потерях, о надежде и Боге.
Работа «Енисейск православный» была передана автором в дар Енисейскому краеведческому музею 6 сентября 2001 года и сегодня экспонируется на его площадях.
Умер 26 июня 2004 г.
Его творчество известно не только в России, но и за рубежом. Работы художника находятся в фондах Енисейского краеведческого музея, в частных коллекциях городов России, Литвы, Азербайджана, Болгарии, Австралии, Италии, Франции, Америки, Японии, Германии.
Анатолий Иванович много думал о будущем, активно творил и созидал. Художник мечтал о создании картинной галереи в г. Енисейске и Лесосибирске, о детской художественной школе в Новоенисейске, о создании енисейской иконописной мастерской. Не все планы свои он успел реализовать, но выставочный зал для творческого объединения художников «Енисей» был открыт в мае 2001 года, а Возрождение иконописи в Енисейске уже началось.
Из семи его детей только старший сын Алексей стал профессиональным художником, младший Максим получил архитектурное образование, кроме того все дети, а теперь и внуки являются творческими людьми, создавая самодеятельные произведения из разных художественных материалов и увлекаются документальной и художественной фотографией. Но это уже другая история.
Анатолий Иванович был благодарен своим родителям, за то, что они научили его трудиться. Он считал трудолюбие одним из важнейших человеческих качеств и необходимым условием для развития таланта и достижения успеха в любой области, эти же качества он стремился привить и своим детям. 
Сегодня на выставке в картинах прослеживаются два жизненных этапа мастера: с одних полотен льются молодость и задор, оптимизм и движение, сила и борьба, другие отражают тихий период, иной взгляд на жизнь, в них больше драматичности и внутреннего переживания
К сожалению, в динамике современной жизни мы иногда забываем, кто мы такие, а он возвращает нам нашу душу, позволяет прикоснуться к чистоте земли русской. Картины А. И. Лебедева помогают осмыслить себя, свою жизнь, увидеть красоту в переливах красок, в пятнах света и тени, в разнообразии форм.
Мы воздаем дань глубокого уважения и любви художнику, за прекрасные картины о нашем городе, храмах, сибирской природы, которые стали гордостью местной культуры.
По материалам фондов МБУК «ЕКМ»
М. А. Сидорова
зав ЭВО Енисейский краеведческий музей
Фото В. А. Журавлёва 

 

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

25-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru