Сайт города Енисейска

6 декабря 2016

Уважаемые жители Енисейска! В Енисейске идут реставрационные работы…

Уважаемые жители Енисейска! В Енисейске идут реставрационные работы...
Сегодня идут разговоры о том, что «в Енисейске планируют восстановить храм - часовню», построенную рядом с местом упокоения участника Отечественной войны 1812 года, святого Даниила Ачинского. Вопрос о месте захоронения Даниила Ачинского, конечно, спорный. Несколько лет назад Успенский Собор города Енисейска обрёл бесценнейшую святыню - надгробную плиту героя Отечественной войны 1812 года, участника Бородинского сражения Даниила Делие, найденную на городской при строительстве деревянного дома. Она лежала под крыльцом деревянного строения, и, как бы, - подпирала нижнюю часть крыльца, так как вид у дерева был достаточно ветхий. Плита повредилась, но уцелевшие слова свидетельствуют, что именно под нею упокоился старец Даниил Ачинский. И воин Даниил, и старец Даниил, почитаемый за праведную жизнь и дары Божии, - одно лицо. Как полагают верующие, вернулась надгробная плита к енисейцам вскоре после прославления праведного Даниила в Красноярско-Енисейской епархии местночтимым святым.
А вот тема восстановления часовни обсуждалась на заседании Общественного Совета при Красноярской митрополии. Часовня была возведена в конце 19 века и копировала столичные храмы воинской славы в память о войне и победе русского оружия в 1812 году. В начале 1920 годов часовню разрушили в ходе одного из богоборческих мероприятий советской власти. В 2010-х годах при раскопках участка, на котором располагался храм, было найдено предполагаемое место упокоения Даниила Ачинского. Известно, что святой был участником Отечественной войны и сражался на Бородинском поле. Были найдены чертежи часовни, выявлено несколько фотографий. Это позволило реконструировать облик храма. На восстановление часовни потребуется несколько десятков миллионов рублей. Если такое решение будет принято, а денежные средства найдены в каком-либо бюджете (краевом, российском), то, возможно, что разговоры о восстановлении часовни, воплотятся в жизнь.
Значимость памятника для верующих христиан Енисейска и гостей города серьёзна: Здание часовни Даниила Столпника, несмотря на сравнительно небольшие размеры, благодаря своей развитой объемно-пространственной композиции, множеством различных деталей и классической расцветке фасадов, имело самостоятельное значение в застройке и силуэте енисейского Иверского монастыря. Постройка представляла собой стилизацию композиционных приемов и форм московских храмов XVI-XVII веков с включением отдельных элементов «тоновского стиля». Памятник связан с именем старца Даниила Ачинского - канонизированного в 1999 году Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых.
Мы обратились к сайту «История архитектуры. Красноярский край» (http://naov.ru/), где и получили более подробную информацию о истории часовни.
Оказалось, что «проектные чертежи часовни разработаны гражданским инженером С. С. Худзинским в августе-сентябре 1892 года. 12 октября этого же года проект был одобрен комиссией в составе енисейского губернского инженера А. А. Фольбаума и губернского архитектора В. В. Конакотина и подписан енисейским губернатором Л. К. Теляковским. Разрешение на возведение здания было выдано Енисейской духовной консисторией 19 октября 1892 года. Строительство часовни завершено в 1894 году. Часовня располагалась в северо-западной части территории Иверского женского монастыря между зданиями сестринского корпуса и Христорождественской церковью. Продольно-осевая композиция небольшого сложенного из кирпича здания включала в себя собственно храм с пятигранной алтарной апсидой, небольшой притвор и колокольню. План часовни имел крестообразную форму. Особенностью часовни являлась устроенная под её алтарной апсидой восьмигранная в плане крипта с мощами старца Даниила - особо почитавшегося в Сибири праведника. Главный кубический бесстолпный объем здания завершался «горкой» разновеликих, расположенных «в перебежку» килевидных кокошников, и увенчивался одной массивной луковичной главой на вертикально вытянутом круглом барабане. Нижний ряд «горки» включал двенадцать кокошников, восемь из которых попарно поднимались над каждой гранью храмового четверика, а остальные четыре над его ребрами. Средний и верхний ряды кокошников имели по восемь элементов, убывавших в размерах к верху. При небольших размерах здания часовни декоративно-пластический убор её фасадов имел укрупненный масштабный строй, создававший впечатление монументальности объема. Верхние и нижние зоны стен боковых фасадов храмового четверика часовни имели различную пластическую обработку, вследствие чего воспринимались как самостоятельные ярусы. Облегченный антаблемент, завершавший стены четверика, включал небольшого выноса и простого профиля карниз с сухариковым поясом и широкий фриз, в виде поребрика, подчеркнутого горизонтальной тягой. На боковых фасадах часовни полоса фриза прерывалась врезанными в стены полукруглыми крышами ризалитов, а на восточном фасаде - крышей алтарной апсиды. Крупнообломочный карниз, протянутый вокруг четверика на уровне импостов архивольтов, вуалировал истинную этажность объема, отмечая не существующее междуэтажное перекрытие. Ниже этого карниза объем четверика был опоясан еще одним промежуточным карнизом. Поверхности стен, заключенные между этими карнизами (на всех фасадах четверика), были украшены крупными квадратными ширинками и крестами, набранными штукатурными тягами и наложенными на кирпичную кладку. Довольно высокий цоколь четверика и алтарной апсиды часовни имел усложненную профилировку. Ризалиты северного и южного фасадов главного объема часовни перекрывались цилиндрическими сводами, конструкции которых правдиво выявлялись на фасадах крупными килевидными архивольтами. Арки архивольтов опирались на невысокие с перехватами полуколонки, покоившиеся на уплощенных пьедесталах. Ризалиты имели по одному «венецианскому окну», под которыми были размещены крестообразные филенки. Крупный размер окон был обусловлен необходимостью хорошего освещения интерьера в условиях отсутствия проемов «верхнего света». Двухъярусная колокольня часовни, вследствие своей незначительной высоты играла менее заметную роль в объемной композиции здания. Четырехгранное основание колокольни имело с трех сторон сквозные арочные проемы, оборудованные лестничными маршами. Над этим основанием колокольни поднимался также четырехгранный ярус звона, каждая из граней которого была прорезана аркой. Верх арочных пролетов колокольни врезался в основание стройного восьмигранного с небольшой главкой шатра, который служил завершением композиции всего сооружения. Верх проемов основания колокольни был оформлен перспективными архивольтами килевидного очертания, опиравшимися на невысокие с перехватами колонки. Аналогичные по форме близко расставленные колонки размещались на внешних стеновых поверхностях устоев яруса звона. Главы главной части здания и колокольни имели металлические «прозрачные» кресты с полумесяцем, установленные на граненые «яблоки» с зеркальным покрытием. Основное помещение часовни перекрывалось сомкнутым четырехгранным сводом стрельчатой формы, алтарная апсида - конхой. Ризалиты храмовой части здания и притвор перекрывались цилиндрическими кирпичными сводами. Перекрытия в колокольне - сводчатые. Декоративные элементы здания окрашивались в белый цвет, открытая кирпичная кладка стен красками темных тонов. Металлические покрытия глав - синим цветом.
Здание часовни было разобрано до фундамента в начале 1920-х годов. В 2015 году в Институте архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета при содействии Фонда «Архитектурное наследие Центральной Сибири» разработан эскизный проект воссоздания часовни Даниила Столпника (Архитекторы Л. С. Чудинова, К. Ю. Шумов)».
Т. А. Ушенина
Картинка сайта http://naov.ru/

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

17-4-2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Погода

www.rp5.ru