Уважаемые жители Енисейска! Покупатель (потребитель) всегда прав! Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей (World Consumer Rights Day)!
Решением ООН этот день приурочен к годовщине выступления президента США Джона Ф. Кеннеди в Конгрессе в 1962 году. Тогда в выступлении президента были сформулированы четыре основных права потребителя: - право на безопасность, - право на информацию, - право на выбор и - право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: - право на возмещение ущерба, - право на потребительское образование, - право на удовлетворение базовых потребностей и - право на здоровую окружающую среду. Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. И с тех пор проводится ежегодно, причём мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая определяется Всемирной организацией союзов потребителей. Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International, CI) - это независимая некоммерческая организация, которая ведет свою историю с 1961 года и объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. Она защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организаций экономической и социальной направленности, а также оказывает помощь своим членам в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей. В России День защиты прав потребителей получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав. Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений - большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей. За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь. Также в последние годы в мероприятиях, посвященных Дню защиты прав потребителей, участвуют и региональные Управления Роспотребнадзора РФ. Уже традиционно во многих российских городах специалистами данного органа проводятся «горячие линии» и пресс-конференции по вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В нашем городе, конечно, нет акций в защиту прав потребителей, но иногда проводятся целые мероприятия по выявлению, например, некачественных промышленных или продуктовых товаров народного потребления. В Енисейске действует «Горячая линия» по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на территории города Енисейска. Администрация города Енисейска сообщает о создании «Горячей линии» в целях противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе алкогольной, на территории города. Например, в целях оперативного выявления и пресечения незаконного оборота промышленной продукции на территории города Енисейска о фактах незаконного ввоза, производства и оборота промышленной продукции, в том числе фальсифицированной и контрафактной, можно сообщить по телефону «Горячей линии» 8 /39195/ 22684.
Т. А. Ушенина
Фото автора