Сайт города Енисейска

27 марта 2017

Уважаемые жители Енисейска! Всемирный день театра (World Theatre Day) установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (International Theatre Institute, ITI)

Сцена из спектакля «Стрела шамана» по мотивам произведений А. М. Бондаренко в день 390-летия Енисейска.Уважаемые жители Енисейска! Всемирный день театра (World Theatre Day) установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (International Theatre Institute, ITI) и ежегодно 27 марта отмечается Центрами ITI и международными театральными обществами!
В Енисейске в городском доме культуры так же состоялось интересное представление, посвящённое этому празднику. Актёры нескольких театров города Енисейска и Енисейского района объединились и представили на суд зрителей необычный спектакль.
День театра традиционно проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Деятельность Международного института театра (МИТ), согласно его уставу, направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира». Первое международное послание в честь Всемирного дня театра было написано в 1962 году французским писателем и художником Жаном Кокто (фр. Jean Cocteau, 1889-1963). Сегодня Международный институт театра при ЮНЕСКО - крупнейшая в мире неправительственная организация, занимающаяся исполнительским искусством. Национальные центры, региональные советы и комитеты представлены в почти 100 странах мира. Советский Союз получил членство в МИТ в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия - постоянный член его исполнительного комитета. Как известно, слово «театр» произошло от древне-греческого слова theatron (θέατρον), что значит «место, где смотрят». Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра - комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски. Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии - истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы. Международный день театра - это не просто интернациональный профессиональный праздник мастеров сцены и всех работников театра, это наш праздник - праздник миллионов неравнодушных зрителей.
В Енисейске театр имеет большую историю. Театр в нашем городе был любим и всегда зал заполнен зрителями. Ведь экскурсоводы не устают рассказывать о том, что когда в наш город прибыл некий адмирал Макаров, его практически никто не встретил на пристани! В это время в енисейском театре давали премьерный спектакль!
В Енисейске народный театр действует более 130 лет, в нём играют обычные горожане.
Первое упоминание о театре относится к середине XIX века. Связано это с зарождением драматического кружка в Енисейске, существовавшего еще до 1855 года, когда на Сенной площади был построен городской театр. Из газет известно, что театр тогда являлся единственным местом, где местные жители могли отвлечься от своих жизненных проблем. Радостным событием в городе был приезд гастролирующих артистов. Здесь давали представления арабы-кабилы и фокусники.
Журнал «Иркутские губернские ведомости» в 1857 году сообщал, что енисейское общество несколько дней наслаждалось игрой прекрасного скрипача Севастьянова.
11 февраля 1866 года случился пожар, здание театра сгорело, и енисейцы надолго лишились постоянного помещения для театральных представлений. В 1874 года в Енисейск приехал фокусник и акробат, имя которого в архивах не сохранилось. Он перестроил старый сарай, где стали заниматься любители театрального искусства. Помещение было холодным, с земляным полом, отапливалось железными печами. Во время представления зрители сидели в шубах. Но даже в таких условиях артисты работали с большим вдохновением.
В 1880 году по инициативе городского головы В. М. Харченко в Енисейске было построено здание общественного собрания, где и разместился театр. Здесь был большой зрительный зал, библиотека, танцевальный зал, бильярдная, гостиная, карточная, буфет. Появилась возможность устраивать любительские спектакли с благотворительной целью. Сборы шли на пользу детей из бедных семей, для их обучения в гимназии, на пользу музея и библиотеки, а также для «поддержания преподавания музыки в прогимназии».
Репертуар театра во многом зависел от вкусов и претензий купеческого общества и мещанства. Были в репертуаре театра и лучшие произведения русской и мировой драматургии - «Гамлет» У. Шекспира, «Власть тьмы» Л. Толстого и другие. С большим успехом шли спектакли, поставленные по произведениям А. Н. Островского: «Бедность не порок», «Доходное место», «Без вины виноватые», «Праздный сон до обеда».
Труппа театра состояла в основном из представителей местной интеллигенции. Одной из исполнительниц главных ролей была Вера Алексеевна Доронина, жена енисейского провизора, заведовавшая народной читальней. Спектакли с ее участием имели исключительный успех и полные сборы. Почти каждый раз значительную часть этих средств она выделяла в кассу, созданную в пользу политических ссыльных.
На рубеже XIX-XX веков большому успеху постановок способствовала талантливая игра истинных подвижников театрального искусства: А. И. Кытмынова - первого распорядителя енисейского музея, А. А. Станкеева - врача, члена общества попечения о народном образовании, Р. А. Френкеля - директора мужской гимназии.
В первые годы советской власти руководителем кружка был Г. И. Лейдер, любимец енисейской публики. В репертуар кружка входили пьесы Островского, Чехова, Гоголя и других классиков. В середине 1920 годов, после освобождения партизанами города, по предложению заведующего отделом народного образования Сергея Савицкого на базе драматического кружка был создан народный театр с целью: помогать рабочим и школьным коллективам в организации художественной самодеятельности. Состав кружка составляла рабочая молодежь и интеллигенция. Артистам-любителям наряду с основной оплатой был назначен месячный продуктовый паёк. В театре ставились небольшие революционные пьески, так называемые агитки: «Страшный казак, или Сон Деникина», «Вова - революционер» и тому подобные. Репертуар театра быстро пополнялся. С 1920 по 1925 годы насчитывалось около 50 спектаклей.
Вскоре ряд артистов, в основном молодежь, выделился из труппы и организовал свой кружок драматического искусства при клубе профессионального уездного совета. В 1936 году, после отъезда из Енисейска виновника раскола между артистами, кружок с театром были объединены.
Побывавшая в Енисейске в 1936 году Вера Павловна Пашенная, артистка Малого театра, помогла енисейским артистами советами.
С началом Великой Отечественной войны артисты оперетты уезжают из Енисейска. Артисты-любители призывного возраста уходят на фронт. Во время Великой Отечественной войны в городе существовала разрозненная художественная самодеятельность. Участники художественной самодеятельности ставили спектакли на злободневные темы, большей частью одноактные, фронтовые. Студенты педучилища и пединститута под руководством преподавателей организовали драмкружок. Руководителем кружка была Анастасия Матвеевна Кобычева. В репертуар кружка даже вошла совершенно не военная пьеса «Коварство и любовь».
В 1942 году в Енисейск приехали эвакуированные Днепропетровский и Криворожский драматические театры. Театральную деятельность они продолжили в Енисейске.
В 1949 году в театре работал ярчайший руководитель, профессиональный артист, ссыльный Н. В. Кузьмин. Первым спектаклем, поставленным под руководством Кузьмина, был «Платон Кречет». В среднем в год ставились четыре премьеры. С середины 1950-х годов началась реабилитация осужденных по политическим статьям, коснувшаяся и Кузьмина. После его отъезда из Енисейска руководителем кружка стала профессиональная артистка Нина Михайловна Жеромская. 11 октября 1950 года, после повторного осуждения в шпионской деятельности, она была доставлена в Енисейск, где жила с больной матерью по ул. Ленина, 10. Освободилась и была реабилитирована в августе 1954 года, и уехала из Енисейска. Под ее руководством, и при участии, было поставлено несколько спектаклей.
В 1959 году енисейскому самодеятельному коллективу было присвоено звание «Народного театра». Первым его режиссером стал Петр Георгиевич Богданов. Он начал работу с постановки комедии Сафронова «Стряпуха». Театральную традицию в Енисейске продолжил режиссер Б. И. Евстифеев.
Уже в первые годы существования театра под его руководством в репертуарном плане появились серьезные классические произведения: «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского, «На дне» А. М. Горького, «Слуга двух господ» К. Гольдони и современные пьесы («Иркутская история» А. Арбузова, пьесы В. Розова, М. Шатрова и другие).
В начале 1960-х годов в труппе театра состояло 40 человек: преподаватели института и педучилища, служащие, студенты. В отчетах театра отмечался недостаток в коллективе рабочих, инженеров, врачей. Евстифеев создал особую систему работы с труппой и зрителями, благодаря чему Енисейский театр в 1960-е годы играл значительную роль в культурной и общественной жизни города и района, работал в режиме профессионального театра, привлекая к себе внимание не только зрителей, но и театроведов, искусствоведов. Несколько сценических постановок режиссера получили дипломы всесоюзных смотров самодеятельных театров, а две - награды международных фестивалей театрального искусства. В 1973 году в Москве театр с привезенным Евстифеевым «Гамлетом» занял первое место среди 50 народных театров. Театральный коллектив побывал на гастролях в Красноярске, Омске, Чите, съездил в Японию. В 1974 году в Чехословакии на Международном фестивале любительских искусств социалистических стран жюри назвало спектакль сибиряков «большим событием» и наградило театр дипломом лауреата.
Много гастролировал народный коллектив и по Енисейскому району, развлекая, например, сельских тружеников в период сенокоса и уборочных кампаний. Театр выезжал со спектаклями и в соседние районы края. Режиссер вместе со своими воспитанниками разрабатывал новые формы проведения массовых праздников, торжественных и творческих вечеров. Народный театр тесно сотрудничал с Красноярским театром им. А. С. Пушкина. При народном театре работали детская и молодежная студии. Заслуги В. И. Евстифеева в области культуры были отмечены золотой медалью ВДНХ, званием «Заслуженный работник культуры РСФСР», его имя внесено в Книгу трудовой славы Красноярского края.
В конце 1978 года театр был переведен в город Лесосибирск. Вместе с режиссером туда перебралась часть труппы. В Енисейске эстафету маститого режиссера приняла Алла Анатольевна Васильева, только окончившая Минусинское культпросветучилище. Театр продолжил традиции театра Евстифеева. В 1990-е годы коллективу театра пришлось неоднократно переселяться из одного здания в другое. Но, несмотря на трудности, театр вышел на новый творческий виток, обратившись к местной исторической тематике. Ставились спектакли по книгам енисейского писателя Алексея Бондаренко. Васильева сама писала сценарии по произведениям В. Шукшина, В. Астафьева. За 25 лет было поставлено 40 спектаклей из советской драматургии, русской и зарубежной классики. Сама Васильева - не только успешный режиссер, но и яркая актриса - участвовала во многих спектаклях. Ежегодно готовились и представлялись два спектакля - для детей и для взрослых. Кроме того, в репертуаре театра были новогодние праздники, вечера юмора, романсов, театральные гостиные и джазовые встречи, молодежные шоу, профессиональные праздники. В августе 2002 года А. А. Васильевой было присвоено звание «Почетный работник культуры Красноярского края».
Большой вклад в театральное искусство Енисейского района внес Евгений Иванович Васильев - актер, художник-декоратор, кукольник. Он перенял эстафету от супруги, преждевременно ушедшей из жизни - А. А. Васильевой. Самым успешным примером его сотрудничества с театром стал спектакль «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» (1988), ставший дипломантом Всероссийского зонального фестиваля в городе Хабаровске и лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества в Абакане. В 1992 году театр получил второе звание - «Народный кукольный театр».
Детская театральная студия театра «Казачок» в 2002 году получила диплом «Лучший театральный коллектив края» за показ в столице края - Красноярске «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Несколько актеров-любителей Енисейского народного театра стали профессиональными артистами и работают в различных театрах нашей страны.
Т. А. Ушенина
Фото автора

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

13-8-2022
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Погода

www.rp5.ru