Сайт города Енисейска

2 июля 2017

Уважаемые жители Енисейска! Поздравляем работников морского и речного флота с профессиональным праздником!

С. Д. Благинина "У причала". Х., м.Уважаемые жители Енисейска! Поздравляем работников морского и речного флота с профессиональным праздником!
Профессия моряка во все времена была окружена романтическим ореолом, а многие мальчишки мечтали стать капитанами. Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля. Он установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года N 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года N 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».
Морской и речной транспорт - одна из ключевых отраслей экономики, и в этом большая заслуга многих поколений, посвятивших свою жизнь нелегкому морскому труду, навсегда связавших свою судьбу, судьбу своей семьи с реками и морями. Сегодня День работников морского и речного флота отмечается в России и на Украине, День работников водного транспорта - в Беларуси. В Енисейске и Енисейском районе проживает немало людей, которые отдали этой профессии всю свою жизнь.
Это, в большинстве своём, люди смелые, весёлые, даже творческие. Например, вчера, на татаро-башкирском празднике Сабантуй в городе Енисейске, Сергей Иванов, который всю свою жизнь посвятил реке, исполнил песню на татарском языке для своих друзей и всех татар города Енисейска. Это было интересно и очень приятно. В нашем городе таких людей много.
А вот история Подтёсовской РЭБ флота заслуживает особенного внимания и особого рассказа о её истории. Думаю, что нашим речникам будет интересно с ней ознакомиться.
В конце октября 1933 года ранний ледостав застал в Енисейске караван из 33 судов, поднимавшихся с Севера на отстой в Красноярск. Необходимо было срочно найти место для вынужденной зимовки. В Енисейском небольшом затоне, что находился в устье речки Мельничной в самом центре города, все корабли уместить было невозможно. Четыре судна были оставлены в городе, а караван из 29 судов по сплошной шуге, рискуя вмерзнуть в лед, вернулся в протоку на правом берегу Енисея близ деревни Подтесово.
Протока за Кекурским островом оказалась глубоководной и очень удобной естественной бухтой для зимовки. Было решено отстояться и отремонтироваться в ней. Этот случай определил будущую судьбу Подтесово. На тот момент деревушка состояла из 17 дворов, почти все трудоспособные работали в образованном в 1931 году колхозе. Кое-кто из колхозников взял в свои дома на постой часть зимовщиков. Но команды всех зимовавших в протоке судов составляли 102 человека! Некоторые стали строить землянки в яру берега; долгое время общежитием для многих служила баржа. Вскоре был построен каркасно-засыпной барак, в него переселились 70 человек с баржи. В бараке отгородили помещение для кухни, хлебопекарни, столовой. Построили баню, ларек с квартирой для продавца. Самое главное, была построена мастерская для ремонта судов с токарным станком и двигателем, приводившим станок в движение. С помощью движка и генератора зимовщики осветили вскоре не только свои постройки, но и дома колхозников, чему те были несказанно удивлены и рады. Вообще зимовщики и жители деревни быстро сблизились, взаимовыручка и помощь шли на пользу обеим сторонам. Колхозники помогали в строительстве, снабжали продуктами, многое давали в долг, выручали и с теплой одеждой. А речники заготавливали дрова на зиму, добывали зверя и птицу для общего стола. Приспособили под клуб старый барак и показывали жителям концерты. По просьбе зимовщиков в деревню из Енисейска впервые приехала кинопередвижка. Так что зимовщики осветили Подтесово в прямом и переносном смысле!
К 1935 году необходимость создания ремонтной базы и затона в Кекурской протоке назрела окончательно. Велика роль в создании Подтесовского затона Отто Юльевича Шмидта, руководителя Главного управления Северного морского пути, который в тот год посетил Енисейск. Он выслушал доводы районного партийного руководства в пользу строительства затона в Подтесово и поддержал просьбу о постройке его на кооперативных началах Наркомводом и ГУСМП. 27 февраля 1936 года объединенным заседанием бюро Енисейского райкома партии и президиума райисполкома было принято решение о начале строительства затона, мастерских и поселка в Подтесово. Территория, предназначенная для строительства, не была необитаемой. Здесь стояла и деревня Подтесово с пахотными, выгонными и сенокосными угодьями, на островах Малом и Большом Кекурском тоже были колхозные земли - усадьбы колхозов «Путь Ленина» и Ожиговского колхоза «Путь Сталина». 6 марта 1936 года общее собрание колхозников в присутствии представителей районной власти, ГУСМП, председателя сельсовета постановило: «...Намеченное строительство судоремонтной базы одобрить. Согласиться с намеченным отчуждением земли под строительство в количестве 2,5 квадратных километров...» Вскоре из близлежащих деревень, а затем и издалека потянулись на стройку люди, некоторые волею судьбы оказались здесь на принудительном поселении. По договоренности с ГУСМП на стройку были направлены рабочие Маклаковского лесозавода. Условия жизни первых строителей были нелегкими. Многие по примеру первых зимовщиков-речников строили себе землянки, продолжив по всему берегу так называемый «Копай-город». Стройка открывалась в глухой необжитой местности, не хватало рабочих рук, материалов, инструментов, транспорта. Серьезные ошибки имелись в проекте и смете на строительство дамбы. Шла речь даже о консервации стройки и переводе ее в другой пункт. Благодаря опять же О. Ю. Шмидту в 1938 году работы были профинансированы и снабжены всем необходимым. Строительство Подтесовского затона было передано из ведения ГУСМП в Енисейское пароходство. От Севморпути строители получили 5 автомашин, 2 трактора, экскаватор, 6 катеров.
За период 1937-1939 годов для строителей было возведено 12 жилых двухэтажных домов, три двухквартирных дома, 8 бараков-общежитий, пекарня, клуб, медпункт, баня, почта, радиостанция. К 1939 году было построено здание школы-семилетки. Затем появились механическая мастерская, конный двор на 50 лошадей, пожарный сарай, гараж на две машины, столярка с навесом, кузница и много других временных сооружений. Деревня постепенно перестала существовать: дома были перевезены в поселок, а на месте бывшей деревни были построены цеха завода, лесопилка, водонапорные башни, слип для подъема судов.
Из-за отдаленности стройки от центра и трудностей доставки грузов приходилось многое заготавливать на месте. Лесозаготовки проводились бригадой недалеко от поселка; из отходов лесопиления получали древесный уголь для кузнечных работ. На Каменном карьере добывали бутовый камень, необходимый для фундаментов зданий и будущей дамбы, на соседнем болоте собирали мох. Не обошлось и без потрясений: разрушительное наводнение 1937 года нанесло значительный урон флоту в незащищенной протоке. К ледоходу 1938 года была сооружена временная ледозащитная дамба, которая защитила от затопления протоку и флот.
Приказом начальника пароходства с 1 января 1939 года были образованы Подтесовские судоремонтные мастерские. В межнавигационный период 1939-1940 гг. в мастерских на отстое и ремонте находилось уже 86 судов, из них 24 самоходных.
В 1941 году строительство затона было законсервировано, но продолжались подготовительные работы для строительства капитальной дамбы. В 1944 году Подтесовские судоремонтные мастерские были реорганизованы в судостроительную верфь. За время ее существования до января 1946 года здесь было построено более трех десятков мелкотоннажных барж, несколько шаланд, очистных и бункерных станций, плавкран. После войны строительство судоремонтных мастерских продолжилось. В архивных документах поселкового Совета за 1947-1948 годы наряду с Подтесовскими судоремонтными мастерскими значится организация, именуемая «Строящееся предприятие СРЗ ЕНУРПа» (Судоремонтный завод Енисейского управления речного пароходства) со следующей структурой: караванный цех, баржевый цех, механический цех, электростанция, лесозавод, местные заготовки, склады, ОРС, ЖКО, радиостанция, водздравотдел. На предприятии был образован свой строительный участок, также строительство объектов, в том числе социального назначения, осуществляла строительная контора Норилькомбината МВД. Работниками конторы в 1949 году было завершено строительство каменной дамбы, в результате чего был создан, наконец, безопасный для судов затон. Длина дамбы составила более полутора километров, высота 23 метра. Во второй половине 40-х годов будущий завод полностью определился на своей производственной территории. В августе 1949 года судоремонтные мастерские были реорганизованы в судоремонтный завод.
Таковы были первые годы становления одного из крупнейших предприятий в системе Министерства речного флота страны. Оно, пережив кризис 90-х, осталось на плаву и действует по настоящее время как Подтесовская ремонтно-эксплуатационная база флота (РЭБ).
Источники: Ф.Р-151.Оп.1.Д.3.Л.11-13. Р-98.Оп.1.Д.207.Л.1-3.
Библиотечный фонд. А. Бондаренко «Из прошлого в будущее. 80 лет Енисейскому району», Красноярск, 2005, стр. 227-233.
Л. С. Еремеева «Подтесово - родной причал. История и современность», Красноярск, 2005.
Поздравляем речников Енисейска и Енисейского района с профессиональным праздником!
Т. А. Ушенина
При подготовке статьи использованы материалы сайта http://красноярские-архивы.рф/
Фото Т. А. Ушениной

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

27-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru