Сайт города Енисейска

17 июля 2018

Уважаемые жители Енисейска! 13 июля 2018 года исполняется 160 лет со дня рождения крупного гидрографа-геодезиста Андрея Ипполитовича Вилькицкого (1858-1913), судьба которого тесно связана с нашим городом.

Уважаемые жители Енисейска! 13 июля 2018 года исполняется 160 лет со дня рождения крупного гидрографа-геодезиста Андрея Ипполитовича Вилькицкого (1858-1913), судьба которого тесно связана с нашим городом.
Имя Вилькицкого семь раз встречается на географической карте России, ему посвящены многочисленные биографические заметки в различных энциклопедиях и словарях, в которых говорится, как правило, об этапах жизни Андрея Ипполитовича, связанных с исследованиями и освоением Арктики, и ничего не сообщается о двух возглавляемых им экспедициях на Енисей. Постараемся восполнить этот пробел.
Родился будущий землепроходец 1 (13) июля 1858 года в Минской губернии в дворянской семье. После учёбы в гимназии с 1875 по 1878 год служил юнкером на Балтийском флоте и одновременно учился в специальном юнкерском классе, по окончании которого был произведён в мичманы. Затем - Морская академия в Санкт-Петербурге, которую окончил по первому разряду в 1880 году и был прикомандирован к Гидрографическому департаменту.
Период с 1881 по 1885 год был у выпускника академии, удостоенного чина лейтенанта, довольно напряжённым. В летнее время занимался гидрографическими исследованиями на Онежском озере, затем на Балтийском и Белом морях, а в зимнее время в течение трёх лет изучал в Пулковской обсерватории практическую астрономию и высшую геодезию.
В эту же пору Вилькицкий женился, и 9 (21) марта 1885 года в его семье родился сын Борис, ставший впоследствии контр-адмиралом, исследователем Арктики и руководителем гидрографической экспедиции, открывшей в 1913 году архипелаг Северная Земля.
Тогда люди уже хорошо знали, что Земля слегка сплющена с полюсов, из-за чего ускорение свободного падения тел на её поверхности зависит от географических координат измерения (на полюсах оно выше, чем на экваторе). Проведённые учёным гравиметрические измерения в ряде пунктов России были выполнены столь оригинально и тщательно, что в 1887 году Русское географическое общество предложило ему провести аналогичные эксперименты на Новой Земле.
Так Андрей Ипполитович впервые попал в Арктику, где с 1887 по 1889 год возглавлял первую в Арктическом секторе России экспедицию по определению ускорения силы тяжести с помощью маятника. С помощью телеграфа им была определена также разность долгот в районе Пулково - Архангельск и выполнены гидрографические исследования одной из северных рек. Тогда же Вилькицкий (совместно с Ф. Ф. Витрамом) определил разность долгот между Енисейском и Красноярском. Кроме того, им была проведена работа по определению географических координат различных пунктов Европейской и Азиатской России и определение в них магнитных элементов земли. Результаты данной работы получили очень высокую оценку: Императорское Русское географическое общество присудило малую золотую медаль в 1887 году, а в 1891 году после обработки материалов получил и высшую награду - золотую медаль имени Ф. П. Литке.
Медаль графа Фёдора Петровича Литке» предназначалась для поощрения трудов русских учёных по математической и физической географии вообще и иностранных - по физико-географическому изучению России. Она стала второй из высших наград ИРГО, после Константиновской медали.
В 1888 году в семье Вилькицкого родился второй сын, Юрий, который, как и первый сын, учился в Морском кадетском корпусе, но умер очень рано, в 1905 году. Известно, что у Вилькицкого было ещё две дочери, но сведений о датах их рождения нет.
В конце XIX столетия актуальность исследований водных дорог в местах впадения сибирских рек в северные моря значительно возросла, так как для перевозки грузов в это время стали использовать суда, имеющие большую осадку. По этой причине Морское министерство в период с 1894 по 1896 год организовало гидрографическую экспедицию по изучению устьев Оби, Енисея и части Карского моря. У страны тогда появилась потребность доставки морским путём из-за границы рельсов и других материалов для строительства Сибирской железной дороги.
Экспедицию в чине подполковника Корпуса флотских штурманов возглавил А. И. Вилькицкий. Под его командованием находился пароход «Лейтенант Овцын», приобретённый в 1893 году в Англии, и судоходная парусная баржа «Лейтенант Скуратов». В составе экипажей - 6 офицеров и 36 нижних чинов. Именно тогда, в частности, удалось исследовать устья рек Енисея и Оби и побережье от устья Печоры до Енисейского залива, в результате чего уточнили береговую линию и местоположения льдов, сделали множество промеров и нанесли на карты сотни ориентиров.
В первоисточниках говорится, что экспедиция сухим путём 9 июня 1894 года благополучно прибыла в Енисейск, где зимовали её суда. Ровно через месяц она отправилась вниз по Енисею до острова Диксон, делая промеры и описывая берега реки. В результате была доказана доступность для океанских судов гавани у протоки Луговая и обеспечено плавание речных судов по Енисею от устья Оби до Енисейска. Самое главное, - был обнаружен глубоководный фарватер, спустя несколько лет впервые в России был издан и атлас реки Енисея.
С 1894 по 1896 годы А. И. Вилькицкий, уже имеющий звание подполковника, возглавлял гидрографическую экспедицию, исследовавшую арктическое побережье России на участке от устья Печоры до Енисея, в Енисейском заливе и Обской губе. Под его руководством впервые было составлено подробное описание Енисейского залива. В ходе экспедиции был обнаружен глубоководный фарватер, который позволял морским судам подниматься вверх по реке на 1000 км, уточнен ряд карт береговой линии, предложены практические рекомендации для плавания в этих районах. Экспедиции Вилькицкого удалось определить наличие и местоположение паковых льдов, размеры постоянного ледового припая, нанести на карту множество ориентиров, мелей, скал и банок, установить десятки навигационных знаков. Благодаря работе гидрографов уже в 1897 году в устья Оби и Енисея прошел караван из 12 судов, на одном из этих судов совершал переход через Карское море адмирал С. О. Макаров.
Вилькицкий не забыл и о своей привязанности - прецизионных измерениях ускорения силы тяжести, которые были выполнены им в Енисейске, селении Гольчиха и на острове Диксон.
В 1897 году Вилькицкий за отличия по службе был произведён в полковники корпуса флотских штурманов и назначен начальником Гидрографической экспедиции Северного ледовитого океана (ГЭ СЛО), которой он руководил с 1898 по 1901 год. Основной его целью являлось изучение Северного морского пути на участке от устья Печоры до Енисейского залива, включая пролив Югорский шар и южную часть Карского моря.
В ходе экспедиции были составлены карты этих районов и созданы условия для регулярных пароходных рейсов из Архангельска в Печору и далее в пролив Югорский шар. Но основная заслуга Вилькицкого как руководителя ГЭ СЛО и предыдущей возглавляемой им экспедиции, заключалась в том, что кроме решения чисто прикладных задач он положил начало систематическим научным многоцелевым исследованиям северных морей.
В 1901 году Вилькицкого назначают помощником начальника Главного гидрографического управления (ГГУ) по научной и технической части, а в 1903 году он удостоен чина генерал-майора. Однако и на новом посту не раз покидает свой кабинет для работы в Арктике. В одной из таких экспедиций, организованной в 1905 году Министерством путей сообщения, Андрею Ипполитовичу было поручено руководить проводкой на Енисей по Северному морскому пути 22 судов с грузами для Транссибирской магистрали. С данной задачей он успешно справился - довёл караван через пролив Югорский шар до Енисейского залива.
В 1907 году А. И. Вилькицкий становится начальником ГГУ и на этом посту остаётся до конца жизни. Его последние годы отмечены целым рядом крупных дел. Одно из них связано с дальнейшей программой освоения Северного морского пути и подготовкой новой гидрографической экспедиции для проведения высокоширотных морских исследований на специально построенных стальных экспедиционных судах. Невский судостроительный завод выиграл конкурс на лучший проект таких судов, в результате чего два стальных ледокольных парохода «Таймыр» и «Вайгач», изготовленные здесь, 28 октября 1909 года вышли из Петербурга в море, открыв новую страницу освоения Северного ледовитого океана.
Работал Андрей Ипполитович на своём посту практически без отпусков, что не могло не сказаться на его здоровье, и в начале 1913 года он серьёзно заболел, а 26 февраля умер и был похоронен на Смоленском православном кладбище (Санкт-Петербург) рядом с младшим сыном Юрием (участок 116 у Поперечной дорожки). За несколько дней до кончины был произведён в полные генералы корпуса гидрографов.
В наследство Андрей Ипполитович оставил не только свои многочисленные научные труды, но и целую плеяду единомышленников, среди которых был и его старший сын. Правда, Борис Андреевич вынужден был эмигрировать за рубеж в 1920 году, и жизнь его там сложилась безрадостно. Автор крупнейшего гидрографического открытия XX века последние годы своей жизни проживал в Брюсселе, жил одиноко, и его одолевали приступы ностальгии. Скончался он 6 марта 1961 года.
Вопрос о переносе праха на родину неоднократно поднимали в начале 1990-х годов, тем более что могила Б. А. Вилькицкого в Брюсселе была на грани уничтожения. В конце концов вопрос решили, и 20 ноября 1996 года его прах был перезахоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, рядом с могилой отца и младшего брата. 20 декабря 2002 года у дома N 96 по набережной канала Грибоедова была открыта мемориальная доска в честь выдающихся российских гидрографов - отца и сына Вилькицких, которые с 1901 по 1913 год проживали в данном доме. Инициаторами создания памятного знака стал коллектив школы N 43 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
В Енисейском краеведческом музее им. А. И. Кытманова сейчас экспонируется атлас Вилькицкого, 1900 года выпуска. Составлен он подполковником Вилькицким, а автограф уже дан полковником. Преподнесен он в дар нашему музею молодой новосибирской парой, совершившей свадебное путешествие на Енисей, где прошло детство молодожёна. Можно предположить, что это один из первых (если не первый) выпуск Атласа.
Использованы материалы сайта газеты «Красноярский рабочий» от 11.07.2008.
автора Владимира Варнека. (Новосибирск).
Благодарим Н. В. Поздееву за помощь в подготовке статьи.
Фото Т. А. Ушениной

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

16-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru