Сайт города Енисейска

31 августа 2018

Уважаемые жители Енисейска! В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл своим указом благословил считать церковным праздником ветеринаров День памяти святых мучеников Флора и Лавра!

Уважаемые жители Енисейска! В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл своим указом благословил считать церковным праздником ветеринаров День памяти святых мучеников Флора и Лавра!

В Енисейске такие яблоки не росли

Продолжая серию рассказов о потрясающих моих земляках, хочу, чтобы ДО юбилея люди знали, чьим трудом славился город. Сегодня рассказ о высочайшем специалисте ветеринарной службы - Николае Ивановиче Орсе.


Н. И. Орс с коллегами.

На одной из фотографий из личного дела, хранящегося в енисейском краеведческом музее, Николай - молодой и красивый - в бытность свою студентом Университета имени Иосифа Пилсудского (Uniwersytet Józefa Piłsudskiego) в Варшаве.
Он поступил туда в начале 30-х годов XX века. Это было одно из крепких учебных заведений в Европе, открытое при Александре I.
Про фотографии - вообще особая речь. Два редких снимка. На одном из которых сфотографированы в обыкновенном городском дворе известные наши врачи: Яков Иосифович Бендиг (хирург), Мария Васильевна Шпатаковская (терапевт), Вера Фёдоровна Тильмач (гинеколог), Елизавета Николаевна Бочкарёва (инфекционист). С ними в одной компании - профессор, тоже доктор, но - технических наук - Александр Поликарпович Кужма... На другом - не по доброй воле оказавшийся здесь, Константин Рабчинский. Почти ВСЕ эти люди из числа ссыльных в Енисейск!
Молчаливыми свидетелями их передвижения по городу были старинные дома да крепкие тополя. Хлопанье птичьих крыльев заглушало печальные вздохи. Слёзы матерей и жён незримо падали в воды Енисея. Ждали когда-то новости про освобождение. Работали для укрепления могущества Родины.
И как работали! Среди сохранившихся Почётных грамот Николая Ивановича - производственные, от городских властей, от Исполкома Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся за период с 1962 по 1976 годы. Какие трогательные слова в Памятном адресе по случаю выхода на пенсию он заслужил от Горисполкома!
А мне бы хотелось подержать в руках подобные Грамоты другого временного периода.
Но - только скупые строки справки МВД комбината «Воркут-уголь» за июнь 1948 года: с 1941 по 1948 годы. Николай Иванович Орса работал 3 года в должности старшего ветинспектора ветотдела, в остальное время - старшим ветврачом шахты. Подписан этот документ начальником ветотдела подполковником внутренней службы Никифоровым. И всё становится понятным! И за всем этим - чёрно-серый дым по судьбе! Да проседь в красивых волосах... Недюжинной силы те люди! Кого-то Бог сберёг.
Так оказался с семьёй на ул. Иоффе в Енисейске и герой моего повествования. Не думаю, что его с первого раза приняли на работу по приезду. Воспоминания переживших сталинскую ссылку одинаковы. Ни жилья, ни достойной работы, ни сносного питания, ни одежды.


Н. И. ОрсИ всё-таки, согласно договора, Николаю Ивановичу удаётся устроиться в Райсельхозотдел и с 24 августа 1948 года он приступает к работе. Характеристика, данная лагерным начальством, красноречиво говорила, что «проявил себя знающим и эрудированным ветеринарным работником. Дисциплинирован, но не всегда выдержан - вспыльчив.» Здесь же условия работы были другими. И, думается мне, городок наш необычной провинциальностью произвёл на Николая Ивановича отчасти успокаивающее впечатление.
А какие прекрасные у него были родные края! Местечко Негневичи (нынешняя территория Республики Беларусь) известно с начала XV века. Неподалёку там тоже великая река - Неман. По данным Википедии, согласно Рижскому мирному договору (1921), Негневичи оказались в составе межвоенной Польской Республики, в Новогрудском повете. В 1939 местечко вошло в состав БССР, где в 1940 году стало центром сельсовета.
В Енисейске белорусские яблоки не росли. Но Николай Иванович попал в хороший коллектив. Занялся любимым делом. Делом, которое знал досконально. В период его обучения в Варшавском университете только в зоологическом кабинете было 98 тысяч (!) предметов. Опыт приходил с годами. Но везде, где был востребован, Николай не позволял лени, непрофессионализма, жестокости и разгильдяйства. С 1937 года его трудовой стаж: сначала ветврач города Новогрудка, затем старший ветврач «Барановического ОблЗаготСкота» (были такие конторы и у нас). А потом...он оказался в Воркуте. Та же биография, но - другая география! Небольшие этапы заключённых положили начало строительства города Воркуты. Стране нужен был этот богатейший угольный район. «Город в 1943 году состоял из бараков, а большая часть населения находилась за колючей проволокой».
За - что? Вот Николай Иванович. Из семьи сельских тружеников, с прекрасным образованием, с довоенными перспективами. Он, в силу своих человеческих качеств, даже три языка, которые отлично знал - Польский, Русский, Белорусский - уважительно прописывал в анкетах с заглавной буквы. Беспартийный. На 8 лет: через всю страну! По ст.58. Мне-то понятно, для чего был нужен ветврач в шахтах... Какие (думаю греховно) он видел сны ТОГДА?
Как окажется на Енисее? Как влюбится, станет отцом двоих детей? Как объездит почти весь район с востока на север? Как подружится с уникальными людьми, невольно здесь оказавшимися? Как заслужит непререкаемый авторитет? Как обустроит дом? Как научит молодых?
Заведующий ММКС (Мясомолочной контрольной станцией), эпизоолог, Ветеран труда, член профсоюза служащих МТС и земорганов, заведующий Райветлечебницей Енисейского района - так достойно подошел Николай Иванович Орса к выходу на пенсию.
А. И. Кытманов в своей «Летописи...» посвятил не одно упоминание бытовой стороне жизни города и уезда. Ближе к описываемому периоду, например,
в 1872 году из Енисейска в Бирилюсы отправлено на пароходе небывалое количество скотских кож;
в 1873 году - случилась эпидемия сибирской язвы; в округ был командирован губернский ветеринар Д.
в 1888 году: «До сих пор в Енисейском округе не было ветеринара, несмотря на то, что в округе считалось 37624 лошади».
А сколько домашнего скота было у горожан в XX веке!
... Когда я прихожу с туристами в Спасскую Церковь, всегда стараюсь показать им интереснейшую икону, посвящённую Святым мученикам Флору и Лавру. Рассказываю историю, с этим связанную, а также, что в стране есть несколько Церквей с таким названием. И тогда гости начинают вспоминать: где установлены памятники лошадям (собакам, буйволам, птицам).
31 августа - памятный день. В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл своим указом благословил считать церковным праздником ветеринаров День памяти святых мучеников Флора и Лавра.
В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми. Народные поверья также гласят, что обучил Фрола и Лавра пониманию лошадей и управлению ими сам архангел Михаил. Якобы, пастухи, у которых потерялись кони, обратились с молитвой к Фролу и Лавру, а те попросили помочь им в поиске коней архангела Михаила, который отыскал коней и передал их святым. Эта рожденная на Руси легенда изображается на иконах с сюжетом «Чудо архангела Михаила о Фроле и Лавре». Самой почитаемой и известной является икона XV века, которую сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее. На иконе изображены святые, причем Фрол - постарше, с бородой, а Лавр - более молодой и безбородый, наверху - архангел, который держит в одной руке конские поводья, а другой благословляет братьев, а ниже - два коня серой и вороной масти, на заднем плане - пастухи и табун лошадей.
Поэтому 31 августа, последний день лета и день поминовения святых мучеников Фрола и Лавра и почитается до сих пор как «конский день». В этот на Руси было множество примет и обрядов, связанных с лошадьми. Так, например, считалось, что на лошади в этот день нельзя работать. Нельзя было даже класть седло на конскую спину, а также запрещено было ставить на лошадей тавро.
Лошадей выводили купать на реку или к озеру, причем в гривы их вплетали ленты и цветы, а потом приводили все поголовье, имевшееся в городе или селе, к церкви, где священник кропил коней святой водой. Называлось это действо «конная мольба». И 31 августа во всех церквях служили молебен братьям-мученикам, чтобы предохранить лошадей от моровой язвы. «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр», а также «Умолили Фрола и Лавра, жди лошадям добра» - говорил народ.
О лошадях в этот день заботились особо. Даже в самом бедном дворе старались накормить лошадей досыта, им давали лакомства - круто посоленный хлеб, старались для этого дня припасти овса. Несоблюдение правил сулило беду: «На Фрола и Лавра на лошадях не работают, а то падеж будет».

М. А. Лысаковская
Фото из фондов МБУК «ЕКМ»

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

23-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru