Сайт города Енисейска

23 января 2019

Уважаемые жители Енисейска! 23 января 1849 года, ровно 170 лет назад в штате Нью-Йорк впервые диплом врача был вручен женщине! Её имя Элизабет Блэквелл!

Elizabeth Blackwell (Элизабет Блэквелл)Уважаемые жители Енисейска! 23 января 1849 года, ровно 170 лет назад в штате Нью-Йорк впервые диплом врача был вручен женщине! Её имя Элизабет Блэквелл!
Сегодня в профессии врача женщин много больше, чем мужчин. А ведь когда-то это было чисто мужской профессией. Первой дипломированной женщиной-врачом стала Элизабет Блэквелл (1821-1910). Англичанка по рождению, девочка в десятилетнем возрасте покинула с семьей объединенное королевство. Ее карьера началась с интерната для девочек в Нью-Йорке, который 17-летняя Элизабет и ее сестры организовали как семейный бизнес после смерти отца. Блэквелл долгое время изучала медицину частным порядком, черпала знания из книг и устных инструкций доктора Сэмюэля Диксона. Позднее она попыталась поступить в ВУЗ. Медицинские школы США отвергли ее заявление, учебные заведения Нью-Йорка и Пенсильвании, в 40-е годы XlX века, девушек не принимали. Исключением стал колледж города Женева недалеко от Нью-Йорка, администрация которого предложила студентам проголосовать, стоит принимать девушку на обучение или нет. Студенты решили, что речь идет лишь о розыгрыше, и проголосовали «за». Элизабет была лучшей на своем курсе, блестяще окончила учебное заведение. Несмотря на великое множество бюрократических преград, девушка все-таки получила диплом, магистерскую степень и начала практиковать. В 1857 году, преодолев сопротивление властей и общественности, она основала в Нью-Йорке больницу для женщин, а позже и медицинские курсы при ней. В 1869 году доктор Блэквелл вернулась в Англию, где основала еще одну Школу - Медицинскую Лондонскую школу для женщин. 
И, если первой дипломированной женщиной-врачом была англичанка в Америке, то второй знаменитой женщиной, стала русская, получившая диплом и докторскую степень в Европе.
В 1861 году подача прошения домашней учительницы Л. Ожигиной в Харьковский университет о разрешении посещать лекции на Медицинском факультете побудил министерство просвещения заняться вопросом принятия женщин в российские университеты. На запрос, посланный Главным управлением училищ, университеты страны ответили по-разному: Петербургский, Киевский, Казанский и Харьковский ответили положительно, Московский и Дерптский - отрицательно. 
Пока решался вопрос, и не было запрета, женщинам удалось, в некоторых случаях, проникнуть в университеты в качестве вольнослушательниц, а две девушки даже были приняты в Медико-хирургическую академию. Этими девушками были Мария Бокова и Надежда Суслова. 
Однако, сославшись на недостаточную подготовку женщин к приему в университеты, чиновники подготовили указ о запрете допуска женщин в университеты, и в 1864 году девушки уехали в Цюрих.
Там, в 1867 году, Надежда Прокофьевна Суслова не только получила диплом, но и блестяще защитила докторскую диссертацию. Однако по возвращении в Россию Суслова смогла устроиться на работу лишь акушером-гинекологом.
Мария Александровна Бокова защитила докторскую диссертацию в том же Цюрихе в 1871 году. По возвращении домой, ей пришлось сдавать экзамен на право врачебной практики в России, после этого она работала в Киеве хирургом-офтальмологом. Однако, в полной мере заниматься врачебной практикой ей не удалось, это вынудило ее обратиться к литературной деятельности. 
Вспоминая о Сусловой и Боковой, нельзя не вспомнить о П. Ф. Лесгафте, который был одним из тех, кто занимался с вольнослушательницами. Именно он стал одним из инициаторов создания проекта об усилении медицинского образования повивальных бабок и сам стал читать курс анатомии для учениц повивального класса. Работая уже в Казанском университете, он подписал представление об учреждении при Казанском университете класса «ученых акушерок с правами врачей и даже учредить для женщин степень доктора акушерства, женских и детских болезней - равную по правам степени доктора медицины». П. Ф. Лесгафт был первым среди казанских профессоров, кто разрешил слушательницам акушерских классов присутствовать на своих лекциях для студентов в анатомическом театре. В 1870 году он предоставил исполнение должности ассистента в анатомическом театре ученице акушерских классов Евгении Мужсковой. Свой выбор он обосновал тем, что в отличие от других студентов «Мужскова при приготовлении анатомических препаратов выказывала большую техническую ловкость и терпение».
В январе 1871 года было издано «Высочайшее повеление о недопущении лиц женского пола к слушанию лекций совместно со студентами». Несмотря на строжайшее запрещение, в донесении о Лесгафте говорилось, что «... он допустил на свои лекции не только учениц акушерского класса, но и посторонних дам». Среди этих «посторонних дам» были сестры Лидия и Вера Фигнер.
Так как в России женщинам получить высшее образование по медицине было долгое время невозможно, оставался лишь один путь, - учиться за границей. Но и тут существовала преграда: незамужняя женщина должна была спрашивать разрешения на выезд за границу у родителей, замужняя - у мужа. Так образовалась одна из лазеек - фиктивный брак, с помощью которого множество русских девушек оказались студентками зарубежных университетов. Именно благодаря фиктивному браку смогла приехать в Цюрих Мария Александровна Бокова. Вера Фигнер, фиктивно выйдя замуж, уехала для того, чтобы окончить своё медицинское образование в Цюрих, потом - в Берн. Так и не окончив учебу из-за политической деятельности, она некоторое время работала фельдшером в Саратовской области. Точно так же фиктивно вышла замуж, ставшая впоследствии знаменитым хирургом, Гейдройц.
Примечательно, что до 1860-70 годов среди учащихся в Швейцарии на медицинских факультетах было преобладание русских женщин. В 1872 году в Цюрихе из 110 студенток только 14 были не из России. До 1878 года семь женщин из России защитили там докторские диссертации. Однако, этот пример остался исключением, всем другим, пожелавшим учиться, как Руднева, было отказано. 
Несмотря на отличные успехи в учебе Кашеварова-Руднева не смогла заняться научной или преподавательской деятельностью, не нашлось для нее в Петербурге и работы. Как сообщают различные источники, с 1878 году Варвара Андреевна поселилась на хуторе в Валуйском уезде Воронежской губернии, где, занимаясь медицинской практикой среди сельского населения, написала популярную брошюру по гигиене женщины и по уходу за детьми (в 1884 году), публиковала газетные очерки автобиографического характера (1886 - 1888 годы).
К сожалению, эти имена были исключениями из общего правила, в XlX веке женщинам в Европе, России и Америке учиться на врача запрещалось.
Т. А. Ушенина
Информация из различных источников сети Интернет
Фото из открытого доступа сети Интернет

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

26-4-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Погода

www.rp5.ru