Сайт города Енисейска

11 февраля 2019

Уважаемые жители Енисейска! 11 февраля 1809 году, ровно 210 лет назад, был запатентован первый пароход!

Уважаемые жители Енисейска! 11 февраля 1809 году, ровно 210 лет назад, был запатентован первый пароход!
Революцию в кораблестроении, связанную с применением энергии пара, начали готовить задолго до появления надежных паровых машин. Считается, что первым эту идею выдвинул французский физик Дени Папен, экспериментировавший с моделью парового двигателя в 17 веке, примерно за 90 лет до появления паровой машины конструкции Джеймса Уатта. В 1707 году Папен спроектировал судно с паровым двигателем и гребными колесами, о котором почти не сохранилось достоверных сведений. По одной из версий, после успешного испытания его сломали лодочники, боявшиеся остаться без работы. Через 30 лет опыты Папена продолжил англичанин Джонатан Халлс. Его первый эксперимент закончился плачевно: двигатель оказался настолько тяжелым, что паровой буксир попросту затонул. Настоящего успеха изобретателям удалось добиться только в начале 19 века. В 1802 году шотландец Уильям Саймингтон продемонстрировал пароход «Шарлотта Дундас», а еще через пять лет американец Роберт Фултон построил «Клермонт» - первый пароход, который начал выполнять регулярные коммерческие рейсы. Газеты писали, что многие лодочники в ужасе закрывали глаза, когда «чудовище Фултона», изрыгающее огонь и дым, двигалось по Гудзону против ветра и течения. 11 февраля 1809 года Фултон запатентовал конструкцию «Клермонта» и вошел в историю как изобретатель парохода. Незадолго до смерти он спроектировал военный корабль с паровым двигателем «Фултон Первый», также известный под названием «Демологос». Первый российский пароход «Елизавета» был построен в 1815 году владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом. После успешных испытаний на Неве «Елизавета» стала курсировать между Петербургом и Кронштадтом. Отчет об одном из таких рейсов опубликовал журнал «Сын Отечества». В этой статье русский морской офицер, впоследствии адмирал Петр Рикорд, впервые употребил в печати термин «пароход». 
В нашем музее сейчас готовится выставка, посвящённая великому Енисею. Специалисты дизайнерского «Бюро АртТерра» из Санкт-Петербурга в течение ближайшего времени будут заниматься установкой экспозиции, связанной с жизнью нашей могучей реки. На этой экспозиции достойное место займёт и история семьи Баландиных. Это была одна из самых крупных купеческих и предпринимательских семей Енисейска и Енисейской губернии с 1860-х годов и в начале ХХ века. С этой династией связано открытие судоходства по Енисею, становление частного банковского дела, Енисейского краеведческого музея, общественной библиотеки, частной книжной торговли, строительство железной дороги Ачинск - Абакан, открытие народной читальни и частной библиотеки в Енисейске, становление торговли и взаимообмена товарами между севером и югом края, начало разработки Черногорских угольных копей и другое. Но мы хотим обратить внимание на открытие судоходства. Глава династии, уральский купец Федот Баландин, прибыл в Енисейск с племянником Алексеем в 1840-х годах. Алексей Софронович через несколько лет стал почетным гражданином и коммерц-советником. Купец I гильдии, он вкладывал капитал в торговлю, золотопромышленность. Именно он и был одним из инициаторов организации пароходства на Нижнем Енисее, дважды, в 1858 и 1876 годах, избирался Городским головой Енисейска. Поддерживал многие прогрессивные начинания в Енисейске. В 1863 году по его инициативе была создана первая пароходная компания, в число учредителей которой вошли еще купцы Кытмановы, Грязновы и Калашниковы. С этого года Енисейское пароходство ведет свой отсчет. Именно Енисейск стал отправной точкой развития судоходства на Енисее, благодаря Алексею Софроновичу Баландину и другим уважаемым купцам города Енисейска.
Первый пароход «Енисей» действительно появился в 1863. Само же пароходство на Енисее возникло в 1861 с образованием частной пароходной компании. До 1880-х Пароходство осуществлялось по нижнему течению Енисея от Енисейска, далее, с приобретением фирмой Гадаловых пароходов «Москва» и «Дальман» - до Красноярска и Минусинска. К 1888 курсировало 6 пароходов, в 1901 году их было уже 22, а в 1912 году - 29 судов. 
19 августа 2001 года по инициативе Красноярской региональной общественной организации «Клуб капитанов» была установлена мемориальная доска в память о первом пароходе. Доска была изготовлена в Подтёсовской РЭБ флота, отлита в металле.
Т. А. Ушенина
Фото из фондов МБУК «ЕКМ»

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

19-2-2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Погода

www.rp5.ru